Ножки-спички и коварный гульфик: какой мужчина считался красивым в эпоху Средневековья
Красавец-мужчина Средневековья: какой он?
Возраст
Как следует из книги Medieval Maidens: Young Women and Genderмедиевистки Ким Филлипс, идеальным возрастом мужчины в Средние века признавались 30-40 лет (если доживал, конечно). Предположительно именно к этому возрасту «не мальчик, но муж» обретал силу, мудрость, влияние и зрелость ума. В отличие от подростков, часто отличавшихся прозрачной бледной кожей и худобой, мужчина на четвёртом десятке уже мог сразить даму «выпуклой грудью, правильностью ног и силой плеч».
Только посмотрите на эти ножки!
Ничто так много не говорило о мужской красоте, как длинные, стройные ноги. Примерно с 16-го до начала 19-го века хорошо сформированные ноги с подвязками на чулках не скрывали, а выставляли на всеобщее обозрение. Длинные подолы мужской одежды стали подниматься примерно с 11 века, чтобы явить миру шоссы (у итальянцев — кальцони) — чулки из сукна или шёлка, обтягивающие ногу как вторая кожа и прикрепленные веревочками к набедренной повязке, заменявшей трусы, которая называлась «брэ».
Шоссы натягивали влажными, чтобы они плотно сидели. Среди исторических записей было обнаружено письмо юноши из 15-го века, который жаловался матери, что «шоссы мучают его, ибо они теснее его кожи». Но щеголять икроножными мышцами при ходьбе было модно — и некоторые ради такого зрелища шли на обман, подкладывая под чулочки «искусственные икры».
В сатирической поэзии 17-18 веков высмеивается типичный стиляга из высшего света того времени:
«Старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат позади него как колодки
Которых он, несомненно, достоин за то, что спешит на свидание к красотке...»
Известно, что папский престол предал накладные икры анафеме, считая такую моду порочной. Кавалеры побаивались, но не могли побороть искушения показать где-нибудь на балу самые впечатляющие изгибы.
Гульфики, о, Боже!
Казалось, что после искусственных икр разозлить католическое духовенство ещё сильнее было невозможно, но тут пришла мода на гульфики. Этот аксессуар в виде мешочка или ракушки прикреплялся к мужским брюкам в районе промежности и привлекал внимание к гениталиям.
Первоначально придуманный, чтобы защищать мужскую скромность (закрывать открытую область между чулками), гульфик вскоре стал чуть ли не предметом саморекламы. Несмотря на активное осуждение со стороны церкви, греховная часть туалета становилась только популярнее, массивнее и у самых смелых в длину достигала чуть ли не полметра. В какой-то момент даже пошла мода завивать мешочек по спирали и использовать в качестве кошелька.
В исторической литературе описано, что гульфик Генриха VIII был набит, раздут до неправдоподобных размеров и даже украшен булавками с драгоценными камнями! Но дело по-видимому было не только в красоте — учёные отмечают, что популярность гульфика в эпохи позднего Средневековья и Ренессанса совпали с активным распространением сифилиса в Европе. Увеличение размера гульфика, возможно, было необходимо, чтобы обеспечить дополнительное место в одежде для перевязочных материалов.
Какое-то время даже доспехи щеголяли гульфиками. Легенда гласит, что Эдуард III (1327-1377) приказал увеличить гульфик на своих доспехах до поразительных размеров, потому что слышал, что сила и военное мастерство прямо пропорциональны размеру мужского достоинства. А после пожелал, чтобы все дворяне и рыцари сделали то же самое — так сказать, для устрашения врагов. По слухам, французы действительно были напуганы наступлением настолько «экипированных» британцев.
Увы, свидетельств о том, что женщины думали об этой странной мужской моде, сохранилось немного. Одно из таких — письмо от двух итальянок, датированное 16 веком, городскому совету Асколи-Пичено. «Послушайте, послушайте нас, Мессеры (обращение к рыцарю в средневековой Италии и Франции — прим. ред.)! Чтобы продемонстрировать пару прекрасных чулок, вы носите такие короткие жакеты и дублеты, что у вас видны ягодицы и весь зад целиком, а спереди вы демонстрируете эти большие, длинные и тонкие гульфики, загнутые вверх. Это следует считать ужасно нечестным, и, по правде говоря, мы больше не можем это видеть», — говорится в послании. Прямо крик отчаяния, не иначе.
Как выглядели средневековые принцы и короли: стандарты красоты
Золотоволосый и стройный
Этельстан, король Англии, незаконнорожденный сын Эдуарда Старшего, внук Альфреда Великого (895-924): «Это был мальчик с красивой внешностью и изящными манерами... Помимо хорошего роста и стройности тела он обладал волосами, как мы сами видели, льняными с золотыми прядями».
— Из Gesta Regum Anglorum Уильяма Малмсберийского (ок.1080-1143))
Красивые ступни и прямые ноги
Грифид ап Кинан, король Гвинеда, внук Иаго ап Идвала ап Мейрига по отцовской линии, представитель династии Аберфрау (умер в 1137): «Грифид при жизни своей был среднего роста, с желтыми волосами, круглым лицом и светлым цветом лица, довольно светлыми глазами, светлыми бровями, приятной бородой, круглой шеей, белой кожей, сильными конечностями, длинными пальцами, прямыми ногами и красивыми ступнями».
— Из биографии Грифида ап Кинана
Эдуард, белые руки
Эдуард Исповедник, король Англии, сын Этельреда II и Эммы Нормандской (1004-1066): «Он был очень правильной фигуры мужчины — выдающегося роста, отличался молочно-белыми волосами и бородой, полным лицом и розовыми щеками, тонкими белыми руками и длинными полупрозрачными пальцами ...»
— Из Vita Edwardi Regis Эйлреда из Риво
Поразил тем, как зарос
Вифред I Пилосус, граф Барселоны (умер в 897): «... [Он] был волосатым в местах, которые обычно гладки у мужчин ...»
— Из Gesta comitum barcinonensium
Средневековый эквивалент «приятной личности»
Александр II, король Шотландии, сын Вильгельма I и Эрменгарды де Бомон, отец Александра III (1198-1249): «... хотя и небольшого роста, но с достоинством и приятной внешностью».
— Из «Хроники монастыря святого Эдмунда»