Нельзя выходить замуж и красить волосы: как работают стюардессы в разных странах
Согласно энциклопедиям, стюардесса — член кабинного экипажа, специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам, и т. п.).
Ещё недавно в стюардессы брали почти как в модели. Но времена меняются, женщины требуют иного отношения к себе. Каким образом с течением времени изменились стюардессы и требования к ним?
Как всё начиналось
История этой профессии началась относительно недавно, в 1928 году, когда в Германии экипажи самолетов стали включать третьего члена — стюарда. До этого обязанностями стюарда занимались вторые пилоты, и это создавало угрозу безопасности полетов. Первыми бортпроводниками были исключительно мужчины, а некоторые авиакомпании прямо запрещали нанимать женщин.
Но уже в 1930 году в США в качестве эксперимента решили привлечь к работе девушку. Пионером в этом оказалась авиакомпания United Airlines. Первой бортпроводницей в истории обычно называют Эллен Черч из Сан-Франциско. На своем первом рейсе 15 мая 1930 года она обслуживала 14 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что именно девушки будут обслуживать все их самолеты. Это должно было послужить рекламой пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а в те годы любой лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета.
Медсестра по профессии, Эллен Черч сама набирала коллег, отдавая предпочтение девушкам с начальным медицинским образованием в возрасте до 25 лет и весом до 52 кг.
Со временем стюардессы превратились в живых манекенов. Требования к девушкам стали ужесточаться год от года, и касались они не только и не столько физической подготовки и компетентности, сколько их внешнего вида. В 60–70-е годы ХХ века стюардесс обязывали носить короткие облегающие юбки. Высказывались даже предложения одеть бортпроводниц как горничных, медсестер или даже как танцовщиц кабаре.
Проход между кресел самолета превратился в подиум, а сотрудничество с ведущими мировыми дизайнерами стало стандартным маркетинговым ходом, повышающим престиж компании. В разное время мировые авиакомпании доверяли разработку униформы бортпроводников именитым дизайнерам. Олег Кассини, Пьер Карден, Эмилио Пуччи, Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джанфранко Ферре, Кристобаль Баленсиага в разное время создавали униформу для авиакомпаний. Российских бортпроводников одевали Валентин Юдашкин, Виктория Андреянова, Александр Терехов.
Девушки мечтали стать стюардессами, отбор претенденток мог сравниться с конкурсом красоты, а строгие костюмы уступили место соблазнительным нарядам: мини-юбкам, глубоким декольте. Долгое время брюки для бортпроводниц были под запретом. Авиакомпания UTA ввела их в униформу в 1973 году, Air France — в 1980-м, но в обоих случаях вплоть до 2005 года брюки разрешалось носить только наземному персоналу, в полете же бортпроводницам предписывались юбки. В 2006 году прогрессу уступили итальянцы из AlItalia, а к настоящему моменту большинство мировых авиакомпаний приняли вариант женской униформы с брюками. Правда, допускаются они только на некоторых рейсах — например, следующих в холодные страны. Повсеместно юбка объявлена наиболее предпочтительным вариантом.
А еще в «золотой век», если бортпроводница набирала вес, достигала возраста 32–35 лет или выходила замуж, ее попросту увольняли. Большинство авиакомпаний в наши дни отказались от своего архаичного правила, согласно которому стюардессы должны быть не замужем. Однако ближневосточная авиакомпания Gulf Air по-прежнему настаивает на том, что их бортпроводники должны быть не женаты на момент приема на работу. Также они должны спросить разрешения компании, прежде чем вступить в брак!
А что сегодня?
Еще несколько дней назад неосмотрительно сделанная татуировка или неспособность ходить в обуви на каблуках навсегда лишали девушку надежды стать «хозяйкой неба». Строгие требования авиакомпаний к внешнему виду бортпроводников предписывали определенные виды причесок и макияжа. И хотя в последние годы несколько авиакомпаний предпринимали попытки одеть своих бортпроводниц в удобные костюмы и кроссовки, все же общепринятые стандарты меняются очень медленно.
Вопреки расхожему мнению, бортпроводница не обязана быть модельного телосложения. Слишком высокий рост может быть причиной отказа в приеме на работу. Минимальный рост должен составлять 160 см, при этом, вытянув руку, девушка должна дотягиваться до отметки 210–212 см. Это нужно, чтобы она могла класть вещи на багажные полки в самолете и доставать их (что, кстати, она делать совсем не обязана). А предельный рост для бортпроводниц — 175 см.
Что касается веса, то на современных рейсах можно увидеть и бортпроводниц +size. Тем не менее, требования по предельному весу, а точнее, индексу массы тела, в большинстве авиакомпаний строги. Опять же, из соображений безопасности. Лишний вес говорит, скорее, о проблемах со здоровьем, к тому же, полные люди менее выносливы.
Минимальный возраст для работы в небе — от 18 до 21 года (а американская авиакомпания Delta Airlines принимает на работу стюардессами женщин от 25 лет). Максимальный возраст в наши дни обычно не упоминается, так как это будет дискриминацией. Чаще всего, около 35 лет женщины, обзаведясь семьями, находят работу на земле, но всегда бывают исключения. Например, американская бортпроводница Бетти Наш в 2017 году, когда ей был 81 год, продолжала активно летать и работать.
Бортпроводницу читают лицом компании. Поэтому ей желательно не иметь шрамов на лице или частях тела, не скрытых одеждой. Также у бортпроводников не должно быть серьезных проблем с кожей, родимых пятен на лице и татуировок на видных местах. Тату на спине или бедре не будет интересовать работодателя, но перманентный рисунок на щиколотке, запястье или шее — почти гарантированный отказ в приеме на работу в качестве стюардессы. Тем не менее, уже три авиакомпании (в том числе, российская) официально объявили о том, что татуировки более не возбраняются.
Волосы стюардессы должны быть природного оттенка — родного или приобретенного. А вот покрасить волосы в модные яркие цвета не выйдет, правилами это регламентировано. А еще волосы не должны касаться воротника, а более длинные — должны быть собраны. Это правило вполне логично с точки зрения безопасности. Им же объясняется требование носить небольшие аккуратные серьги, так как во время ЧП крупные серьги могут за что-нибудь зацепиться.
Что касается остальных украшений, то у стюардессы может быть не более двух колец, включая обручальное, и — обязательно — часы; без них не пустят в рейс. Наручные часы есть у каждого члена экипажа, чтобы в случае аварийной ситуации отслеживать время, ведь эвакуация не должна занять более 90 секунд.
Макияж стюардессе тоже необходим, он должен выглядеть естественно, однако разрешены наращенные ресницы и яркая помада. В некоторых авиакомпаниях допускается исключительно красная помада, причем определенных оттенков. Другие фирмы требуют от сотрудниц, помимо помады и туши, обязательно использовать тональную основу, подводку, тени и румяна.
Некоторые авиакомпании заходят настолько далеко, что предоставляют сотрудницам список косметических принадлежностей определенных марок и оттенков, которые девушкам необходимо купить и использовать в работе. А есть такие авиакомпании как Virgin Airlines, которая не так давно отменила правило об обязательном мейкапе для своих стюардесс.
Спасти за 90 секунд
Однако первое и главное в профессии стюардессы — крепкое здоровье и окончание школы бортпроводников с отличием. Обучение продолжается четыре месяца. Курс будущих бортпроводников включает в себя теорию и практику. В первой части изучают основы авиационной техники, во второй — этикет и сервировку стола, а так же правила поведения в случае чрезвычайной ситуации на борту, и эти действия доводятся до автоматизма. Важно знать, как вести себя в случае экстренной посадки на воду или сушу, как правильно эвакуировать пассажиров. Для каждой аварийной ситуации у бортпроводников есть набор специальных команд, с помощью которых они руководят пассажирами во время ЧП. Бортпроводник должен уметь быстро принимать решения, сдержанно и спокойно вести себя в экстренных ситуациях, так как именно его спланированные действия помогут спасти жизни пассажиров.
Бортпроводницы должны уметь плавать и проплывать не менее 25 метров без остановки. Это жизненно важное умение в случае посадки самолета на воду. Стюардессы обязаны уметь оказать первую медицинскую помощь — сделать искусственное дыхание, перевязать рану и — что в жизни случается не так уж и редко — принять роды. В каждом самолете есть обширная аптечка, и все же большинством препаратов из нее бортпроводникам пользоваться не разрешается — только врачам. Именно поэтому в случае проблем со здоровьем у пассажира в первую очередь в салоне ищут врача.
Обязательный предмет в школе стюардесс – психология, ведь ей нужно находить общий язык с самыми разными пассажирами. Поэтому, такие качества как контактность, выносливость и терпимость приветствуются.
Чему в школе бортпроводников точно не учат, так это к жизни на колесах, точнее, на крыльях. Жизнь стюардесс может показаться гламурной и захватывающей – путешествия по миру, посещение экзотических мест и наслаждение новыми впечатлениями. Но быть бортпроводником – это в первую очередь работа, и довольно тяжелая. Так что стюардессам некогда тратить время на изучение стран, в которые они летают.
А еще сами бортпроводницы шутят, что из-за недостатка воздуха на борту самолета представительницы этой профессии всегда выглядят моложе своих лет. Но это не более чем шутка. Нагрузка на организм у стюардесс серьезная (болезни вен из-за постоянной работы на ногах, низкое давление из-за ранних явок на рейс). И неспроста бортпроводники уходят на пенсию в 45 лет и имеют длительные отпуска: к обязательному 28-дневному отдыху добавляют дополнительные 42 дня за налет часов. В месяц можно проводить до 88 часов в небе — больше нельзя.
Что касается карьерного восхождения, то у российских бортпроводниц лестница состоит всего из нескольких ступенек: начинается с бортпроводника третьего класса; после налета 2000 часов и сдачи экзамена следует «ступенька» бортпроводника второго класса, еще 1000 часов – первого класса, потом инструктора, а затем начальника службы бортпроводников.
Курение в самолетах запрещено уже много лет. Но некоторые авиакомпании запрещают своим бортпроводникам курить, даже когда они высаживаются. Некоторые авиакомпании просто не разрешают своим сотрудникам курить в форме бортпроводника даже за пределами самолета. А авиакомпания Qatar Airlines пошла еще дальше, запретив членам их экипажей курить вообще и даже иметь сигареты в доме.
Большинство авиакомпаний также запрещает появляться в униформе бортпроводника в барах и употреблять на людях алкоголь, будучи в служебной форме.