«На роду летать написано»: как жила и погибла легендарная лётчица Сталинграда Лидия Литвяк
Детство Лидии Литвяк
Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года в самой обычной советской семье: отец был железнодорожником, а мать — медработником. Дата рождения Лили, как ее называли в семье, совпала с Днем воздушного флота СССР, что стало нескончаемым источником шуток со стороны домашних: «на роду летать написано».
Как и все дети в 1930-х, Лиля грезила небом, и в этом нет ничего удивительного. В те годы профессия летчика была у всех на слуху, и они воспринимались так, как сейчас рок-звезды. Как только возраст позволил, Литвяк сразу записалась в Кировский районный аэроклуб. В пятнадцать лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания школы, поддавшись на уговоры родителей получить «нормальную» специальность, Лиля окончила курсы геологов. Некоторое время она даже успела поработать по профессии, однако все равно вернулась к полетам — устроилась на должность лётчика-инструктора в родной Калининский аэроклуб.
Боевой путь Лидии Литвяк
Когда началась война, Лидии было неполных 20 лет, как и многие другие молодые люди того времени, она стремилась на фронт и искала способ попасть на передовую. Как-то ей в руки попалась газета с небольшой заметкой, где говорилось, что Марина Раскова собирает женский авиаполк. Имя Расковой в те годы гремело на всю страну — известная лётчица, рекордсменка, получившая за свои заслуги звание Героя Советского Союза. Фактически в любой библиотеке тогда можно было найти книгу о ее приключениях «Записки штурмана», затертую школьниками до дыр.
Чтобы попасть в авиаполк Марины Расковой, Лидия Литвяк пошла на хитрость: приписала себе недостающие 100 часов полета. Девушек, которым предстояло стать летчицами 586-го истребительного авиационного полка, отправили на учебную базу под Энгельс в Саратовской области. Там им предстояло освоить фронтовой истребитель Як-1. К декабрю 1941 года двадцать пять пилотов, среди которых была и Литвяк, сдали все необходимые экзамены.
По воспоминаниям сослуживцев, Лиля была маленькой хрупкой девушкой, чем-то похожей на популярную в те годы актрису Валентину Серову. Она красила волосы в блонд, любила броско одеваться, стремилась быть женственной в любых обстоятельствах.
Свои привычки она не собиралась менять даже на войне. Из остатков парашютного шёлка шила себе шарфики, кабину истребителя украшала цветами, а на ручке управления самолетом выцарапала две буквы «ЛЛ» (то есть Лиля Литвяк). Стремление летчицы к красоте не обходилось и без курьезов. Так, на базе в Энгельсе Лиля тайком решила перекроить свою летную форму, добавив ей шика. Пока все спали, она отрезала верх со меховых унтов и пришила его на лётный комбинезон. Получился модный воротник. Впрочем, командир части Марина Раскова креатив не оценила. Заметив обновку, утром во время построения она отчитала Лидию при всех за порчу военной формы и заставила перешить все обратно.
Все шутки про Лидину тягу к прекрасному довольно быстро стихли, когда она показала профессиональное мастерство. Весной 1942 года в составе 586-го авиаполка она прикрывал Волгу от вражеской авиации. В период с апреля по сентябрь выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов. Однако работа в ПВО показалась Литвяк скучным делом — она стремилась на фронт. Поэтому в сентябре перевелась в 437-й истребительный авиационный полк 8-й воздушной армии на Сталинградский фронт. Лиля осталась верна себе и на передовой: по ее просьбе на капот самолёта нанесли рисунок белой лилии, этот цветок стал ее и радиопозывным. Здесь же родилось ее прозвище —«Белая лилия» Сталинграда.
Под Сталинградом в сентябре 1942 года Лиля впервые сбила самолеты противника — бомбардировщик Юнкерс-88 и истребитель Мессершмитт -109. В последнем оказался штаб-сержант Эрвин Мейер из элитного подразделения Люфтваффе Ягдгешвадер. Он успел спрыгнуть с парашютом, однако был взят в плен советскими войсками. Мейер попросил очной ставки с русским летчиком, сбившем его, и был удивлен, когда перед его глазами предстала хрупкая блондинка. В воображении немца Литвяк не очень-то подходила на роль асса-пилота, и первое время он думал, что над ним шутят.
В конце 1942 года Лиля Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк. Здесь она встретила свою любовь. Избранником стал командир эскадрильи, 22-х летний летчик Алексей Саломатин. Однако счастье было недолгим. 21 мая 1943 года Саломатин погиб во время испытаний самолета. Для девушки это стало тяжелым ударом.
Через два месяца не стало и самой Лидии. 1 августа 1943 года на рубеже реки Миус летчица совершила три боевых вылета. Из четвертого она не вернулась. Литвяк признали пропавшей без вести.
Обнаружить останки удалось только в 1980-х. Оказалось, что Лидин самолет был сбит в районе села Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Там же она была захоронена в братской могиле как «неизвестный лётчик». Обстоятельства её смерти неизвестны до сих пор.
Победы Лидии Литвяк
Среди историков нет единого мнения о количестве воздушных побед, одержанных Лидией Литвяк. Известно, что она совершила 168 боевых вылетов. По данным Казимиры Коттам, на счету Литвяк 14 сбитых самолетов противника: 11 лично и 3 в группе. Российские историки Андрей Симонов и Светлана Чудинова по архивными документами смогли подтвердить пять одиночных и три групповых победы, а также уничтожение аэростата. Как бы то ни было, при жизни Литвяк была награждена орденами Красной Звезды и Красного Знамени. В 1943-м посмертно получила орден Отечественной войны I степени. А в мае 1990-го года летчицу признали Героем Советского Союза.