Жевать кору, пить настой белены и молиться: как лечили зубы в допетровской Руси
Заговором и молитвой
Пожалуй, самыми древними (правда, довольно сомнительными) дошедшими до нас способами лечения стоматологических проблем можно считать древнеславянские заговоры. Их полагалось читать в особом месте и особым образом. Например, вот этот нужно было проговаривать, глядя на луну таким образом, чтобы ее свет падал на больной зуб: «Месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь. Унеси боль под облака. Вот зуб, вот два, вот три – все твои, возьми...".
После крещения Руси большой популярностью стали пользоваться и другие методы. Например, для избавления от проблем жевали освященную церковную свечу. Кроме того, появились святые, которым приписывалась способность исцелять болезни зубов.
Сперва «лечебные» молитвы возносились Антипе Пергамскому, ученика Иоанна Богослова, а также святому Антонию. Позднее появились и местные святые — к примеру, митрополиту Ионе Московскому, жившему в первой половине пятнадцатого века, еще при жизни приписывали дар исцеления от зубной боли.
Первые дантисты жили в монастыре
Вообще, если у жителя Древней Руси была возможность, то с больными зубами он шел к лечебницу при церкви или монастыре — тогда роль врачей (а также стоматологов) на себя нередко брали монахи. Дело в том, что они были самыми образованными людьми той эпохи: переводили множество книг, в том числе, и на медицинскую тему. Еще они неплохо знали свойства лекарственных трав и даже умели вскрывать нарывы на деснах при помощи специального ножа под названием «кроило». А если зуб было уже не спасти, то умелой рукой удаляли его особыми щипцами.
Имена рядовых лекарей-монахов до нас не дошли, зато в летописях неоднократно упоминается инок Агапит Печерский — «стоматолог», живший в Киеве в одиннадцатом веке. От зубной боли своим пациентам он прописывал настойку из корней ириса и отвар белены.
Кто такие зубоволоки?
Так на Руси называли знахарей, специализирующихся именно на лечении зубов. Они появились еще во времена язычества и обычно лечили клиентов заговорами и отварами из целебных трав. Также зубоволоки нередко советовали больному пожевать кору дуба — дерево у славян считалось священным, а значит, обладало, по их мнению, чудодейственными свойствами.
Определенный резон в такой методе был — дубовая кора содержит немало антибактериальных и противовоспалительных веществ. Ее и в наше время нередко используют для приготовления отвара при кровоточивости десен.
Позднее, примерно к шестнадцатому веку, такие знахари научились укреплять зубы проволочными «мостами» и даже ставить некие прототипы пломбы, судя по всему, на основе смолы хвойных деревьев. Правда, лечение у подобного специалиста не всем было по карману, поэтому простой люд чаще шел в монастырские лечебницы, либо к деревенскому кузнецу, который отлично умел рвать кариозные зубы клещами.
«Мази госпожи Зои-царицы»
Этот уникальный медицинский трактат был написан около девяти веков назад по заказу Зои Мстиславовны — внучки Владимира Мономаха, которая в 1122 году стала женой старшего сына императора Византии. В этом сборнике содержится множество рекомендаций по лечению самых разных хворей, включая зубные. Причем, основаны они не на рецептах знахарей, а на трудах знаменитых врачей древности, в том числе, Гиппократа и Авиценны.
Например, при шатающихся зубах в трактате советуют сделать так: «...возьми по две драхмы клещевины, квасцов и кожуры гранатов, все это разотри и перемешай, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука".
Многие аристократы на Руси охотно пользовались советами из «Мазей госпожи Зои-царицы», а вот обычным людям эта книга, из-за своей редкости и большой ценности, была недоступна.