Жестокая русская традиция — посадить на лубок: кому грозила такая судьба?
В древности многие племена сталкивались с тем, что человек преклонных для той эпохи лет, пораженный болезнями, становился бременем для остальных. Особенно актуальной проблема становилась, если племя находилось на грани выживания, полагаясь на случайные удачи в охоте и быстрые перемещения с места на место. Немощное состояние старшего поколения делало его еще более обременительным, поскольку для успешной охоты и обороны от врагов и хищников каждый член племени должен был быть постоянно готов действовать. Избавление от такой обузы было не просто вопросом практичности, но и необходимостью для выживания всего коллектива. Именно тогда зародился геронтоцид — практика лишения жизни пожилых людей, которые больше не могли вносить вклад в общее дело племени. В некоторых культурах это с течением времени превратилось в обычай и стало частью жесткой реальности существования.
Подобные практики характерны и для некоторых современных племен, которые остаются верными древним традициям в стремлении к выживанию. В период до крещения Руси такой обычай существовал и у наших предков. Пожилых родителей старались увести как можно дальше в дебри непроходимого леса, чтобы они там остались умирать от холода, голода или нападения медведей и волков. Иногда молодое поколение заходило намного дальше в стремлении избавиться от «нахлебников» (или столь жестоким образом избавить их от мучений долгого ожидания гибели) — беспомощных людей избивали до смерти и бросали тела в лесной глуши.
Именно с тех древних пор, а также передаваемых из поколения в поколение воспоминаний о том периоде, в русском языке сохранились устаревшие ныне выражения «пора на лубок» и «сажать на лубок». Луб — это внутренняя, волокнистая сторона коры лиственных деревьев. Именно на нее усаживали стариков, которых по зиме не просто увозили как можно глубже в лес, а отправляли на лубе по склону глубокого оврага, словно на санках. Отсюда пошел еще один вариант этого же выражения — «посадить на салазки». Все они означали одно и то же — отправить умирать. Не в силах выбраться, немощные люди преклонного возраста погибали в овраге от холода и голода. После запрета жестокой традиции молодежь иногда продолжала избавляться от пожилых родителей, запирая их в пустом сарае или доме без еды, воды и дров.
Стоит отметить, что подобный жестокий обычай не был характерным только для славянских племен. Сбрасывание со скалы стариков в Греции древних времен сменилось лишением их еды в Исландии одиннадцатого века — голодная смерть была одной из самых мучительных. Японские традиции уводить родителей на гору, чтобы оставить там погибать, наглядно показана в популярной картине «Легенда о Нарайяме» — именно так называлась гора, где кончали свои дни несчастные старики. Ученые по-разному оценивают причины, которые приводили наших предков к столь безжалостным поступкам. Некоторые исследователи, помимо вопросов выживания рода, весомым фактором формирования практики геронтоцида называют религиозную составляющую, включающую языческие обычаи жертвоприношения богам для обеспечения удачной охоты или обильного урожая.