7 открытий, плохо принятых людьми: почему женщины боялись велосипеда и не праздновали дни рождения детей
День рождения портит характер ребёнка
Только вчитайтесь в выдержку из онлайн-копии журнала Ladies’ Home Journal за 1913 год: «... Привычка устраивать детские вечеринки по случаю дня рождения не только по-разному влияет на нравственную природу детей и сеет опасные семена для будущего в характере и привычках, но также угрожает их счастью из-за опасности для здоровья, которую представляют такие вечеринки. Вместо полезных крошечных бутербродов готовится такая смесь из продуктов, что вся физическая система детей часто полностью расстраивается...»
Действительно, в начале прошлого века было популярным мнение, что детские праздники не полезны ни для физического, ни для эмоционального здоровья ребёнка. Вечеринки, как считалось, бьют по «моральной природе» детей и негативно влияют на их характер. Просвещенные родители всеми силами противились набирающей обороты традиции. Друзья, подарки, торт со свечами? Нет уж увольте, здоровее будет!
Велосипед калечит женщин
Еще в викторианские времена врачи настаивали: езда на велосипеде опасна для людей, особенно для женщин. Последствия такой беспечности могли быть страшными, настаивали они. Так, в медицинской среде говорили, что велосипед портит женскую походку, превращая ее «в хаотичное, стремительное движение». Да и в целом хрупкие фигуры от таких интенсивных нагрузок лишались изящества, считали врачи, видимо тогда ещё ничего не зная о пользе аэробных упражнений.
Также бытовало мнение, что активная езда «изнашивает» тело человека вплоть до костей, вызывая синдромы «велосипедной ноги» и «велосипедной руки», которых пациенты клиник очень боялись. Как будто этого было мало, врачи пугали несчастных утверждениями, что сочетание сильного ветра и напряжения мышц приводит к деформации лица, которое невозможно исправить.
Холодильник? Мы не миллионеры!
Представьте типичную американскую семью 1920-х годов со средним достатком, которой предлагают купить уникальное новшество — шкаф, который морозит продукты и долго сохраняет их свежими. Проблема одна: стоит он как новенький автомобиль, а то и больше.
В те годы покупка Ford Model-T обошлась бы в 260 долларов. Немного дороговато, учитывая, что отец такого вот семейства со средним достатком зарабатывал около 2000 долларов в год, но в принципе накопить можно. С другой стороны — холодильник, например, фирмы Frigidaire, который стоит почти в два раза дороже — долларов эдак 450. То есть этой воображаемой паре пришлось бы потратить около 35% годового дохода, чтобы купить автомобиль, который им нужен, и устройство, без которого они прежде прекрасно обходились.
Только представьте, если бы сейчас холодильники стоили в два раза больше машины? Стали бы они популярными? Разумеется, «морозильный шкаф» со временем нашел своего покупателя, и бизнес вырос в гигантскую индустрию. Но принимался прогресс с трудом из-за первоначальных неподъемных цен на продукцию.
Кофе — напиток Сатаны
Несмотря на необычайную популярность кофе на Востоке, в Европе напиток приживался долго и с большим трудом. Благодаря политике султана Сулеймана Великолепного, любовь к кофе поглотила всю Османскую империю. В 16 веке он стал настолько популярным, что Мурад IV даже подумывал о том, что отрубать голову каждому, кто часами наслаждается напитком, забывая о делах.
Распространению ароматных бобов по Европе препятствовала католическая власть, в частности папа Климент VIII, который окрестил кофе «напитком Сатаны» из-за того, что его полюбили в исламском мире. Однако в конце концов и он допустил слабость, отпив из дымящейся чашки. По свидетельствам очевидцев, сделав несколько глотков, папа сказал: «Этот напиток Сатаны настолько вкусный, что было бы жаль, если бы только неверные пользовались им». Климент VIII дал свое благословение, разрешив продажу кофе католикам. Не устоял!
Зонт? Не по-мужски как-то
История гласит, что первым британцем, вышедшим на улицу с зонтом стал лондонский путешественник и коммерсант по имени Джонас Хэнвей. В 1750-х годах он привёз в Англию раскладную версию зонта, изобретенную французами — правда, лишь для защиты от солнца. По парижской моде зонтиками пользовались представители обоих полов, но для чопорной Британии аксессуар казался слишком женственным, так что Джонас, решивший во время дождя пройтись с ним по улицам Лондона, тут же стал объектом насмешек и издевательств. Над модником смеялись, называли его «женоподобным» и, что хуже, «французом» — а для Англии 17-го века это было величайшим оскорблением.
Расстроились и извозчики — если каждый вот так начнет ходить с зонтом под проливным дождем, в их услугах перестанут нуждаться. Они стали бросать в Джонаса гнилые фрукты, надеясь напугать прохожих и отбить у них всякое желание следовать прогрессу. Ох и натерпелся же бедный британец! Но главную миссию выполнил, вложив людям мысль о том, как можно спрятаться от непогоды и сберечь одежду и здоровье, а позже — открыв магазин аксессуаров и сделав на нем хороший бизнес.
Самолёт — игрушка, не больше
В 1911 году один очень влиятельный человек сделал глубокое замечание: «Самолеты — интересные научные игрушки, но они не имеют никакой военной ценности». Самое странное в этом высказывании — личность автора. Это был французский генерал Фердинанд Фош, командовавший армией союзников во время Первой мировой. Сейчас его слова кажутся очень наивными и даже возмутительными. Как крупный военачальник мог не заметить потенциал летательной машины, по крайней мере, для целей воздушной разведки?
С того момента, как братья Райт представили свое изобретение миру, прошло уже около восьми лет. Об успешных полетах трубили мировые СМИ. Но Фош был не последним человеком, к его словам прислушались, развитию военного летного дела хода не дали. Лишь спустя семь лет после его высказывания состоялся первый полет гидросамолета Curtiss через Атлантику из Ньюфаундленда в Португалию, который положил начало мировой индустрии авиаперевозок.
Ноутбук? Кому он нужен!
«Ноутбуки уже мертвы — или скоро будут», — с таким заголовком вышла разгромная статья в New York Times в 1985 году, в которой авторы рассказали об отсутствии будущего у переносных персональных компьютеров. По мнению экспертов того времени, ноутбуки никогда не стали бы популярными. Изобретение в конечном счете превратилось бы в пыль — по нескольким причинам: слишком долго и дорого собирать и никому в принципе не нужен портативный компьютер. Ну какая необходимость тащить ноутбук, например, на рыбалку? Или в парк? Работу оставляй на работе, писали авторы.
В защиту можно сказать, что на тот момент не существовало ни Всемирной паутины, ни Wi-Fi, так что использовать устройство можно было лишь офлайн. Ирония заключается в том, что Никола Тесла изобрел технологию сотовой связи на полвека раньше, и, если бы только его идеи можно было реализовать...