Как зарабатывать на мягком мороженом: история бизнеса, который начался с забавы
Материал создан в рамках редакционного проекта «Моё дело. Женщина и бизнес». «Новый очаг» продолжает рассказывать о женщинах, которые построили интересную карьеру или превратили хобби в классный бизнес.
Мечта из детства
Я родилась в семье военного, мое детство прошло в постоянных переездах – семья меняла города и страны. Наблюдая за жизнью родителей, я даже представить не могла, что в будущем буду заниматься бизнесом. Я мечтала о танцах, игре на скрипке и огромном ящике мороженого, который я когда-нибудь куплю и съем. После школы я поступила в институт на педагога-психолога. И скоро поняла, что мне не хватает денег. Родители сказали: «Тогда иди и работай!» Меня повергло это в шок. Я думала: «Как они такое могут говорить? У меня нет образования, я ничего не умею. За что мне будут платить деньги?»
И все же я нашла себе летнюю подработку в сфере торговли, куда меня взяли без особых умений, потом устроилась уже на постоянную работу, продолжая учиться на дневном. По окончании университета я поняла, что не смогу работать в психологии, потому что упустила много практики. Зато у меня накопился огромный опыт в торговле. Плана создать бизнес у меня не было. Я просто двигалась в комфортном для себя направлении.
Вдруг получится?
Я прошла путь от продавца до директора магазина, приобрела много навыков, добилась хороших результатов. В 2012 году решила принять участие в мероприятии, где целью было привлечение денег для благотворительного проекта. Единственное правило – никаких личных вложений. Сначала у меня не было идей, а когда сроки стали поджимать, я поняла, что нужно действовать креативно. Мой будущий муж часто делал мне вкусные молочные коктейли, поэтому я предложила ему: «Давай ты будешь готовить, а я продавать? И соберем на этом деньги!» Он согласился.
Все затевалось ради забавы, у нас не было четкого плана, длительной подготовки. Мы опирались лишь на свои знания, вкусовые предпочтения и поддержку друзей. И так получилось, что за один день «эксперимента» мы собрали для проекта необходимую сумму. Это всех ошеломило. За нами закрепилась слава успешных молочников, нас стали приглашать на похожие проекты. Друзья говорили: «Вы такие классные! Так у вас это хорошо получается!» Они же предложили нам принять участие в конкурсе, где в случае победы начинающим предпринимателям предоставляли субсидию.
Мы выиграли. И поняли, что стоим на пути, когда нужно уже что-то делать. У нас в кармане была субсидия, друзья ждали результатов. Да и я всегда была человеком, который рассуждал: «Вдруг получится? А даже если и нет, то у меня все равно будет хороший опыт». И мы с будущим мужем на такой волне поддержки и веселья решили запустить проект премиального мороженого Morojko.
Слишком маленькие
Сначала мы решали, какое мороженое производить: твердое или мягкое. К первому типу относится то, которое поддается шоковой заморозке. Оно обычно лежит у всех дома в морозилке и может храниться от нескольких месяцев до года. Мягкое же мороженое – низкокалорийное, легкоусвояемое, нежное, свежеприготовленное, срок годности которого составляет порядка 36 часов, – было неизвестным для нашего города, и мы решили производить именно его. Сначала придумали красивый визуал, потом разработали план действий, посмотрели поставщиков, собрали документы, зарегистрировали бренд и нашли команду.
На эту сумму удалось построить красивый уличный объект и купить китайское оборудование. С арендой в парке помог друг. Сначала у нас не было ничего уникального, мы покупали готовое сырье у производителя, которым пользовались почти все мороженщики в нашей стране. Со временем стало понятно, что это сырье оставляет желать лучшего. Например, если мы просили производителя сделать для нас молочную смесь из натурального молока, а не из растительных жиров, то нам отказывали. Говорили, что это невыгодно и что мы еще слишком маленькие.
«Ты не наигралась?»
В начале пути папа говорил мне: «Какое мороженое, Кать? Ты взрослый человек с высшим образованием! Тебе нужно заняться чем-то посерьезнее и двигаться дальше». Но я не обижалась. Мне было настолько интересно развивать бизнес, что я не зацикливалась на его словах. Я обращала внимание только на колоссальную поддержку друзей, прислушивалась к покупателям, спрашивала у них отзывы о мороженом. Через несколько лет я все же смогла доказать отцу, что настроена серьезно. Он просто увидел результат и понял, что раз дела идут в гору, а люди ко мне возвращаются из раза в раз, то я занимаюсь чем-то значимым.
Правда, предвзятое отношение к моему делу я чувствую от других. Когда я прихожу в места, где собираются серьезные предприниматели, которые строят пароходы или что-то огромное, международное, и я говорю им, что делаю мороженое, то всегда замечаю насмешку. В их глазах читается: «Девочка, какое мороженое? Ты что, в песочнице еще не наигралась?»
Первый сезон Morojko отработало в ноль. Я считаю это хорошим результатом, потому что некоторые компании к этому идут много лет. Потом у нас начался рост, который уже не останавливался. На протяжении трех лет мы оттачивали качество продукции: пробовали, экспериментировали, пытались нащупать – что такое общепит, какие тут порядки, как работать с молочной продукцией, изучали нормативы, стандарты, рецептуры. Купили лучшее, хоть и дорогое, итальянское оборудование.
Когда производство было доведено до хорошего уровня, мы стали расширяться и развиваться, продали три франшизы. Начали получать заявки: с нами хотят работать, наш проект хотят видеть у себя в городе. Сейчас мы работаем с крупным производителем мороженого в Санкт-Петербурге. Они изготавливают линейку по нашему рецепту, потом сырье отправляют нам и нашим партнерам, а мы его доводим до конечного продукта, производим мягкое мороженое.
Семейное дело
Что будет дальше? Не знаю. Думаю, мы бы стали значительно больше, если бы в нашей стране не было столько запретов и барьеров на ведение уличной торговли. Они не дают не только развиваться бизнесу, но и людям комфортно отдыхать. Когда мы приезжаем в другие страны, там всегда на улице куча заведений и маленьких проектов в шаговой доступности. Ты можешь гулять, а потом остановиться у ларька и попробовать местную кухню. В России почти вся земля муниципальная, поставить торговый объект в каком-нибудь парке очень сложно. Но все же мы продолжаем строить нашу компанию и делаем это без привлечения инвесторов.
Бывает трудно, когда мы едем домой и говорим про Morojko, когда гуляем и говорим про Morojko, когда ложимся спать и говорим про Morojko. Это прямо бесит. Но тут мы друг друга останавливаем и говорим: «Эй, нам же есть о чем поговорить кроме бизнеса». И начинаем строить планы на семью, путешествия, будущее... Круто, когда работу можно разделить с семьей. Если есть возможность проживать больше времени со своим партнером, разве это не счастье?