Как отношения с близкими влияют на наш доход в будущем
Основные характеристики сверхбогатых людей
Для подготовки материала мы прочитали исследование Райнера Цительманна «Преуспевающая элита: исследование психологии самых богатых», где выявлены основные характеристики сверхбогатых людей, и вместе с психологами разбираемся, как родители помогают детям развить эти качества.
Для выявления общих паттернов, немецкий социолог Райнер Цительманн опросил 45 долларовых мультимиллионеров и миллиардеров — только тех, которые начинали с самых низов и достигли большого успеха самостоятельно. Помимо интервью, все опрошенные прошли тест по пяти факторам, которые отражают модель личностной психологии. Тест был разработан американскими психологами Р. МакКрае и П.Коста.
Опрос показал, что у очень состоятельных людей ярко выражена добросовестность и старательность. Они ментально стабильны — об этом же говорит и израильский психолог Марио Микулинсер в своей работе о том, как теория привязанности влияет на управление деньгами. Например, тревога в отношениях с матерью переходит на тревожное управление финансами, например импульсивные траты денег, а также желание дарить дорогие вещи, чтобы подкупить людей и их любовь.
В своей книге Райнер Цительман также говорит о том, что сверхбогатые люди готовы пойти на конфликт, чтобы отстоять свою позицию, — они не боятся отвергать мнение большинства. Социолог отмечает, что чаще руководствуются интуицией, а не логикой. Все мультимиллионеры и миллиардеры из опрошенных в жизни преодолели много трудных ситуаций и поражений — много раз падали, но не сдавались и поднимались вновь, что говорит об их целеустремленности. Еще одна характеристика сверхбогатых людей — открытость новому опыту, что означает любознательность, богатое воображение и креативность. Также они общительны и оптимистичны.
Шестым фактором риска немецкий психолог Бергхард Андресен выделил склонность к риску — эта характеристику тоже оценивали. Во время интервью большинство из сверхбогатых людей сказали, что считают себя очень рискованными людьми.
Эмоциональный фон в семье
От ценностей и паттернов поведения в семье зависит, что как будет ребенок вести себя в межличностных отношениях с другими людьми и реагировать на сложные обстоятельства в будущем. При выполнении теста «Большая пятерка» сверхбогатые люди показали по шкале невротизма низкие показатели, что означает ментальную стабильность и невозмутимость в стрессовых ситуациях.
Также при опросе 45 долларовых мультимиллионеров и миллиардеров большинство интервьюируемых ответили, что у них были вполне гармоничные отношения с родителями. У меньшинства были серьезные конфликты, особенно с отцом, обычно очень авторитарным и консервативным.
О связи типа привязанности и управлением деньгами говорит израильский психолог Марио Микулинсер. От того, насколько вы себя уверенно и безопасно чувствуете в межличностных отношениях, зависит, как вы распоряжаетесь деньгами. Модель межличностных отношений закладывается в детстве, а значит, именно от эмоционального фона в семье, отношений с родителями зависит ментальная стабильность, и в том числе, управление деньгами.
«Есть разные типы привязанности, и если мы возьмем, например, тревожный тип привязанности, то такой ребенок будет всегда находиться в состоянии перманентной тревоги, что переносится и на взрослую жизнь. Зарабатывать деньги в состоянии тревоги очень сложно, потому что 90% энергии уходит на ее переработку мозгом и сил на то, чтобы зарабатывать не остается. Также ребенку важно иметь карманные деньги, важно их тратить. Доверительные отношения между родителями и ребенком всегда дают почву для его более полноценного и всестороннего развития. Когда родители доверяют деньги ребенку, это подкрепляет их авторитет и создает отношения крепкой связи».
Интересный факт, что в большинстве семей тема денег была табу или обсуждалась в негативном контексте, даже среди тех, где отец был предпринимателем. Один из интервьюеров говорит: «В моей семье не было образца для подражания в предпринимательской деятельности. Все они были в первую очередь либо врачами, либо учителями, но предпринимателей совсем не было. Так что наставников, у которых я мог бы перенять опыт, не было».
Другой интервьюер отмечает: «Нет, мой отец жил по принципу "молись и работай". И поскольку он был очень христианским человеком, то деньги вообще не имели значения».
При вопросе, чей пример оказал влияние, выяснилось, что на них повлияли примеры других людей — родственников, соседей, родителей друга, которые были очень обеспечены. И тем не менее ни у одного сверхбогатого человека в детстве не было цели стать миллиардером и карьерных амбиций — многие даже не знали, кем хотят стать.
Открытость новому
Юлия Дармовая:
«Тяга к знаниям формируется при прохождении кризиса 3-х лет, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир: задает много вопросов, хочет все делать сам, пытается пользоваться предметами из взрослого мира — ему все интересно. Если родители не пресекают жестко такое нормативное поведение ребенка, а наоборот, поощряют любознательность, отвечают на вопросы, то мозг понимает что узнавать новое, исследовать — это хорошо. Так закрепляется паттерн мотивации к новому, к знаниям. Если родители очень опекают или раздражаются от того что ребенок везде лезет, ругают, то происходит другая реакция: паттерн — быть любознательным плохо, инициатива наказуема, стремление к познанию может плохо для тебя закончиться».
Добросовестность, целеустремленность и амбиции
Определение добросовестности в теории пятифакторного теста личности или «Большой пятерки», разработанным американскими психологами Р. МакКрае и П.Коста, включает не только такие качества, как долг и скрупулезность, но также подчеркивает трудолюбие, дисциплину, организованность, амбициозность, пунктуальность, упорство и основательность.
Юлия Дармовая:
«Целеустремленность зависит от того, насколько у ребенка в опыте были ситуации, где нужно поставить цель и упорно к ней идти. Начинать можно уже с 3-4 лет, помогая ставить маленькие реалистичные цели: например, научиться заправлять кровать или собрать конструктор. Если это делается с удовольствием и радостью, родители поддерживают, то постепенно формируется целеустремленность и убеждение, что выполнять свои обязанности — это хорошо и приятно.
Если у ребенка все готовое, все делают родители, оберегают его от неудач и препятствий, то увы ничего не произойдет. Также если ребенка поощрять деньгами или игрушками за обычные бытовые правила, то он не будет понимать для чего они ему самому, он не будет получать удовольствие от самого процесса ( например навести порядок), а будет получать удовольствие только от игрушки или денег. Соответственно, внутренняя дисциплина не сформируется. Возникнет убеждение — что-то делать нужно, только если тебе за это платят. Соответственно, без денег и плюшек ребенка станет все сложнее мотивировать и привить дисциплину».
Экстраверсия
В книге про сверхбогатых Райнер Цительманн цитирует американских психологов Дэниэла Червоне и Лоренс Первин. Они определяют людей с высокой экстраверсией как разговорчивых, решительных, предприимчивых, энергичных и смелых. Напротив, люди с низкой экстраверсией (то есть интроверты) склонны быть молчаливыми, нерешительными, немотивированными и тревожными. Среди опрошенных 29 из 43 мультимиллионеров и миллиардеров оказались экстравертами, описывающими себя как очень оптимистичных людей, предпочитающих не идти проторенной дорожкой, а самим выбирать свой путь.
Конфликтность
Вопросы в тесте для определения конфликтности были подвергнуты сомнением, и потом Райнер Цительманн в ходе интервью дополнительно спросил 45 сверхбогатых людей, характерируют ли они себя как стремящихся к гармонии и миру или конфликтных. В итоге больше оказалось тех, кто готов пойти на конфликт, чтобы отстоять свои взгляды.
Ксения Небова:
«Чтобы ребенок не боялся высказывать свою точку зрения, нужно разрешать быть несогласным и просить аргументировать, общаться с ним на равных. То есть не говорить: "Я родитель, и я прав", а вместе разбираться почему тот или иной вариант подходит больше. Нужно давать ребенку самому принимать решение и делать выбор: для начала например, выбирать одежду, игрушки, занятие (хобби). В целом, важно, чтобы ребенок ошибался и брал ответственность за это. Опоздал в школу — пусть извинится перед учителем. Главное — не заставлять отстаивать свою точку зрения, а узнавать, почему он не стал этого делать. Тогда ребенок почувствует осознание себя как личности, и у него появится ценность собственного мнения».
Склонность к риску
Немаловажным считается и склонность к риску. Немецкий психолог Бергхард Андресен выделяет шестой фактор личности — склонность к риску: «Центральным аспектом, несомненно, является склонность к риску с высокой долей лидерства, мотивации достижений и конкуренции. Другие аспекты включают мужество, принятие на себя ответственности в кризисных и стихийных ситуациях, а также героические личные действия».
Согласно опросу сверхбогатых людей в книге «Преуспевающая элита: исследование психологии самых богатых» только 5 человек из 45 не любят рисковать лишний раз и идут только на просчитанные риски, 3 оценивают себя нейтрально, остальные обожают рисковать и считают, что часто совершали высокорисковые действия.
Ксения Небова:
«Риск — это деструктивное поведение, часто приводящее к нежелательным последствиям, если говорить про клиническую психологию, это черта присущая личностям с пограничной организацией личности. Но те, кто зарабатывает большие деньги, тоже в своем роде рискуют, но как правило, эти люди еще и умеют просчитывать эти риски.
Дети часто не понимают, что рискуют, так как у них нет инстинкта самосохранения. Но если постоянно одергивать ребенка и говорить «туда не ходи, быстро не бегай, упадешь», то он может либо удовлетворить свою потребность узнавать новое в книгах или другом безопасном занятии, либо стать менее инициативным и заработать кучу фобий».
Другие отличительные факты взросления мультимиллионеров и миллиардеров
- 23 интервьюируемых из 45 были спортсменами уровнем выше, чем просто любители. Они добились впечатляющих спортивных результатов, выиграли соревнования по району и по стране и даже участвовали в национальных чемпионатах. Но в какой-то момент они признали, что им не хватает генов, которые позволили бы им конкурировать на самом высоком уровне. Притом многие них — не командные игроки, они занимались одиночными видами спорта: бег, лыжи, тенис, дзюдо. Они отмечают, что им нравится соревноваться, и качества, которые приобрели при занятиях спортом, помогли им в бизнесе. Они научились справляться с победами и поражениями и побеждать своих противников; научились терпеть разочарование и развили уверенность в своих силах.
- Большинство опрошенных миллиардеров из семей со средним достатком, притом родители 60% интервьюируемых работали сами на себя, у оставшихся 40% родители были наемными работниками, в основном, инженерами, учителями, докторами.
- Почти все из опрошенных начали заниматься предпринимательской деятельностью еще в университете. При этом, что удивительно, они не работали на обычных студенческих работах — официантами, барменами, курьерами, временными работниками на производстве. У них были другие идеи, как зарабатывать.
- 40 из 45 опрошенных никогда не были наемными работниками и работали сами на себя всю свою жизнь. И это при статистике, что 90 из 100 стартапов в мире терпят поражение. Одно из объяснений этого состоит в том, что «многие предприниматели — неудачники, неуступчивые сотрудники со сложным характером, которые открывают собственную фирму, потому что не желают подчиняться власти и им трудно работать в предварительно структурированной среде». Именно их «неспособность подчиняться власти и принимать организационные правила побудила их стать предпринимателями».