Как экономить и на чём: три простых способа ведения бюджета
Способ №1. Вручную в блокноте или заметках на смартфоне
Больше всего подходит для тех, кто только хочет начать планировать бюджет хотя бы с чего-то, но готов тратить на это минимум времени. Не нужно даже устанавливать дополнительные приложения.
Плюсы:
- Можно заполнить быстро. Достать блокнот или открыть приложение «Заметки» — дело одной минуты, так что учет не занимает много времени.
- Требует минимума усилий. Никаких табличек или сложных расчетов: записи можно оформлять в формате «доход — сумма; расход — сумма».
Минусы:
- Нет разделения по категориям доходов и трат. Учет бюджета в заметках обычно происходит по принципу «записал цифры — уже хорошо». Да, быстро, но в таком учете нет системы: по итогу не ясно, на что именно вы тратите деньги что с записанными цифрами делать.
- Неудобно анализировать. Этот минус во многом вытекает из предыдущего: если все траты и доходы записаны вперемешку, даже подвести итог учета — например, за месяц — очень сложно, и на это уйдет уйма времени. Не говоря уже о подробном анализе и планировании на следующий период.
За счет легкости заполнения блокнота или заметок вы быстро привьете себе привычку записывать доходы и расходы. Но систематизировать записи и проанализировать результат учета с этим способом будет непросто. Вы сможете подсчитать, сколько денег заработали и потратили за определенный период — но не более того.
Способ №2. В специальных приложениях
Вести бюджет в них получается гораздо нагляднее, чем полностью вручную. Уже за счет того, что все сведения собраны в одном месте и вам доступен хотя бы минимальный анализ данных.
Плюсы:
- Предлагает систему. В приложениях есть готовый шаблон для ведения бюджета: в нем доходы и расходы уже разделены по категориям — остается только вписывать суммы.
- Синхронизируется с банками. Некоторые приложения для учета бюджета можно связать с банковскими приложениями. Тогда система будет заполнять графы трат и доходов автоматически, исходя из данных от банка.
- Экономит время. Приложение интегрируется с банками и само учитывает ваши траты и зачисления. Вам остается лишь корректировать данные и вносить информацию об операциях с наличными.
Минусы:
- Платный. Для доступа к расширенным возможностям приложений зачастую приходится оформлять платную подписку.
- Создает иллюзию управления деньгами. С систематизацией данных у приложений действительно получше, чем у блокнота — есть распределение по категориям трат и доступен даже базовый анализ бюджета. Но есть другая проблема: ведение учета в приложении часто становится бездумной привычкой. Вы вносите данные механически, не задумываясь о том, сколько тратите и не превышаете ли допустимые лимиты. В итоге учет финансов помогает не корректировать бюджет, а только записывать информацию.
Приложения — следующий этап после записей вручную. Более удобные, учитывают больше нюансов, синхронизируются с банками и позволяют хотя бы минимально анализировать бюджет. Главное действительно делать это, а не вносить данные «на автомате».
Способ №3. В таблице учета средств
Ее бывает трудно оформить самостоятельно, но за основу можно взять готовый шаблон из интернета. Такие таблицы зачастую объемны и создаются в программах вроде Microsoft Excel или их онлайн-версиях.
Плюсы:
- Легко оформить под себя. Ни одно приложение не знает о категориях ваших трат лучше, чем вы сами. Про деньги, полученные в подарок, после выигрыша в лотерею (а вдруг!) или из других источников, тоже в курсе только вы. Таблица поможет учесть абсолютно все траты и зачисления: просто добавьте в нее нужную категорию.
- Все на виду. Мы часто недооцениваем свои траты на то, что кажется мелочью. Вроде бы заказал такси всего пару-тройку раз в месяц — а в итоге вышла кругленькая сумма. Таблица поможет не пропустить такие детали и покажет, сколько именно вы потратили на каждую «мелочь».
- Удобно планировать. Пожалуй, главное преимущество таблицы. Она дает возможность действительно управлять бюджетом, а не просто записывать цифры. Например, если выяснилось, что в этом месяце вы потратили на такси в два раза больше, чем хотели — запланируйте лимит на следующий месяц и отразите это в таблице. То же самое с доходами: вы можете записывать не только уже существующие, но и потенциальные источники заработка и планировать хотя бы небольшой приход денег по каждому из них. Таблица поможет держать новые цели в фокусе и работать над их достижением.