«Открыв 10 лет назад первый салон красоты, я допустила много ошибок»: честная история одного бизнеса

Бывший топ-менеджер, основательница сети премиальных салонов LEGEND NY Елена Махота рассказала «Новому очагу», как запускала свой бизнес, какие ошибки допускают новички и с чего стоит начать, если вы давно задумываетесь о своём деле в сегменте beauty.
«Открыв 10 лет назад первый салон красоты, я допустила много ошибок»: честная история одного бизнеса
DR
Содержание статьи
ЕленаМахота
создательница бренда Legend NY

Переезд в Москву, где ничего не было

Я переехала в Москву в 2006-м году из в Хабаровска по приглашению банка Intesa Sanpaolo, в котором тогда работала. Можно сказать, что это было поощрение: как успешного руководителя меня пригласили в столицу, чтобы наладить там работу по организации управления малого бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Хабаровске на тот момент у меня уже была собственная квартира в центре, водитель, горничная. В Москве квартиру пришлось снимать, но работа меня захватила, я увидела перспективы. И не прогадала: через два года меня пригласили в более крупный и престижный «Промсвязьбанк» с повышением в должности. Там стала членом правления и руководителем малого, среднего и розничного бизнеса и возглавляла огромное направление с операционным доходом более 13 млрд рублей.

Как и все топ-менеджеры, я хотела свой бизнес

Хотя моя карьера в банковской сфере складывалась удачно, мне, как и многим топ-менеджерам, хотелось иметь собственный бизнес. Хотя на тот момент я плохо представляла, как это работает. Да, я отвечала за большую сферу деятельности в банке, но совсем не представляла, как работают другие участки. А свой бизнес требует другого уровня ответственности, погружения в детали, соответственно, и цена ошибки другая. Нужно быть более внимательным, более экономным, более компетентным. Но есть и бонусы: свой бизнес дает больше возможностей для заработка, большую свободу и больше времени для себя и семьи, — при условии, что все налажено и выстроен график.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Предоставлено Legend NY

Но 10 лет назад я ничего этого не знала и открыла первый салон красоты, не проанализировав рынок, не имея представления о том, зачем мне это нужно. Я просто увидела симпатичный дом, сидя в кафе, и подумала, что неплохо было бы там открыть салон красоты. Я не знала, как работают бизнес-модели, какую долю должна занимать аренда, зарплата, где брать мастеров. Как топ-менеджер я неплохо зарабатывала и готова была вложить определенную сумму в бизнес, не думая о последствиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое время я теряла инвестиции и мало зарабатывала

Конечно, я допустила много ошибок и главная из них — в части позиционирования. Я не понимала, кому оказываю услуги, какие клиенты должны приходить в салон. Соответственно первое время я теряла инвестиции и мало зарабатывала. Лишь спустя полтора года после открытия мне удалось нащупать нужную струну и понять, что концепция параллельного сервиса может быть востребована в таком городе, как Москва. Когда мы определились с тем, что работаем для деловых женщин, то все части пазла сошлись и дела пошли на лад. Постепенно я полностью перестроила всю систему работы с выручкой, с расходами, систему найма, обучения, адаптации, продвижения. Нынешняя эффективная бизнес-система позволяет качественно работать с клиентским потоком и делать высокий чек — от пятнадцати тысяч рублей. Мы работаем в премиум-сегменте и довольно успешно: у салона лояльная многолетняя клиентская база, выстроенный отдел продаж, система работы с расходами, с продажами, отчетностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не просто бизнес игрушка, а системный бьюти-бизнес, который приносит стабильный доход — до 25 процентов от выручки. При этом работа выстроена так, что я не должна с утра до вечера находиться в офисе. Я посвящаю салону примерно два дня в неделю, еще два отданы консалтингу и личному блогу о деньгах в телеграмме.

Попробуйте начать с франшизы

На сегодняшний день бьюти-рынок в Москве — самый большой и конкурентный в сфере услуг. В городе 15 700 предприятий красоты разной величины, для сравнения, ресторанов — всего 2700. Спрос большой, но и конкуренция очень высока, поэтому важно четко понимать особенности целевой аудитории. Например, мы работаем для деловых женщин, оказываем параллельные услуги, делаем это быстро, используя передовые материалы и аппаратные технологии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это не значит, что все успешные предприятия должны быть большими, районные салоны тоже могут хорошо зарабатывать, если будут четко знать, что востребовано у жителей этого района и оказывать им качественные услуги.

Getty Images

Если вы только собираетесь заняться бьюти-бизнесом, я бы рекомендовала начинать с раскрученных франшиз (все еще популярны массажные или лазерные), где достаточно понятная бизнес-модель. Да, там не будет больших денег, но зато вы получите опыт и точно не прогорите. Постепенно можно задуматься и о большом центре красоты, который при правильном подходе может приносить 1–1,5 млн. руб. чистой прибыли в месяц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй вариант – приобретение готового бизнеса, правда, часто вместе с ним в довесок вы получите и его проблемы. Но все вопросы можно решить, если выработать правильную стратегию. Для ее построения я рекомендую обращаться к специалистам по консалтингу. Потому что даже один месяц убытков обойдется вам дороже, чем курсы или консалтинг-услуги. Если в высококонкурентной нише делать что-то свое, не имея опыта, то это, скорее всего, закончится большой потерей денег.

Просчитывайте действия наперед

Прежде чем вводить новую процедуру или аппарат нужно просчитать целесообразность данного действия. С вводом новой процедуры еще можно экспериментировать: это обойдется вам в несколько десятков тысяч рублей, а вот новый аппарат может обходиться в сумму от 60 до 200 тыс. руб. ежемесячно. Попробуйте взять аппарат в аренду на месяц и определить, есть ли спрос на эту процедуру. Мы всегда предварительно изучаем рынок и адаптируем только то, что гарантированно будет пользоваться успехом. Например, в этом году таким новшеством стали процедуры для лица и тела на аппарате Ultraformer.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Предоставлено Legend NY

Но даже если вы точно решили, что этот аппарат вам нужен, не обязательно приобретать новый за 3,5-5 миллионов руб. После пандемии и начала СВО многие клиники и салоны красоты с медицинским лицензиями оказались на пороге разорения и распродают парк своих аппаратов. Поэтому на рынке сейчас много предложений хороших устройств с малыми пробегами, цена на которые может быть на 40-50 процентов ниже нового.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Привлекайте клиентов, задействуя все каналы

Увы, после блокировки инстаграма процесс привлечения клиентов сильно усложнился. Да, остаются Яндекс карты, 2 ГИС, реклама в Яндекс директ, ВК, какой-то клиентский трафик все еще дает запрещённая соцсеть. Выстраивая свой бизнес, главное понимать, на какой сегмент вы рассчитываете. Нужно продумывать рекламные стратегии, понять на что реагируют ваши посетители: на скидки, качество, комплекс услуг, возможность получить услугу здесь и сейчас. И искать свои ходы. Например, в премиум сегменте лучше всего работают карты, рекомендации, привлечение через клиентскую базу.

Предоставлено Legend NY
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бьюти-предприятие получает ежемесячно 100-150 клиентов, и 30-40 процентов из них остается в дальнейшем, то можно сказать, что работа выстроена хорошо.

Хотели бы открыть свой бизнес?
Да, давно хочу
Ни за что