«Мы научились выращивать улиток»: чего (и сколько) стоит создать бренд уходовой косметики в России
Самое дорогое — разработка из собственного сырья
Все производители косметики отличаются друг от друга. Мы не будем говорить о тех, кто в погоне за быстрой коммерческой выгодой переклеивает этикетки на китайских баночках. Качественный и эффективный продукт — то, к чему стремятся ответственные производители. Одни используют в составе дары природы, другие — все высокотехнологичные научные достижения: здесь уже сам потребитель выбирает, что ему ближе.
Найти ту самую формулу, которая сделает кожу сияющей, а волосы шелковистыми, — та еще задача. Самое сложное — создать первую базовую формулу, основа которой ляжет в другие составы, и она же будет особенностью бренда. Например, если компания использует жир мухи черной львинки, то включает его почти во все продукты.
Компания LIFECODE производит уходовую косметику для лица, тела и волос. В ассортименте — более 30 разных продуктов, ряд линеек имеет подтвержденную клиническую эффективность. Разработка одного продукта занимает от 4 до 10 месяцев.
«Разработка одного продукта — дело нелегкое и затратное. Мы всегда делаем пробную партию в 2000-3000 штук, чтобы понять, насколько понравился продукт нашим покупателям, что необходимо улучшить, доработать. Чем больше партия продукта, тем ниже себестоимость, но чтобы выпустить даже такую минимальную партию, понадобится от полутора до трех млн рублей».
В одной из косметических линий «Краснополянской косметики» используется муцин. У компании своя производственная площадка около 7 га территории в горах в районе Сочи: здесь выращивают 35 видов растений и здесь же есть улиточная ферма для добычи муцина.
«Самое дорогое — это разработка из собственного сырья. В последнее время у нас сложные и дорогостоящие запуски стоимостью от двух до 15 млн. У нас свои лаборатории и штат технологов. Процесс от росточка до баночки полностью контролируется нами. Он очень трудоемкий — мы не используем технику в уходе за растениями, применяем полностью ручной труд.
Например, для того, чтобы выпустить линейку с муцином, нам пришлось научиться выращивать улиток и ухаживать за ними, составить для них правильный рацион питания, что отражается на качестве муцина (проверено на хроматографии). А еще разработать технологию добычи муцина гуманным способом, после которого улитки продолжают вести счастливую жизнь, а не умирают, как во всем мире. Потом мы учились работать с большим количеством муцина в составе косметики — это тоже оказалось непростым делом.
Для запуска линии Opu нам пришлось рассадить один гектар кактуса «Опунция», так как посадочного материала в России не купить. Три года потребовалось на получение такого размера поля, которого бы хватило на запуск».
Ориентируемся на хиты, популярные в Америке
Другой пример — петербургская косметика PurPur beauty of skin, которая на 98% состоит из компонентов растительного происхождения. Среди продуктов — кремы для тела и рук, скрабы, гели для душа, мыло, молочко для тела и диффузоры для дома.
«Самый сложный процесс — это разработка продукта. Конечно, ориентируешься на хиты, которые уже популярны в Америке, Европе, Корее, или на продукты, которые нравятся, например, лично мне. Мы берем эталонные образцы, делаем похожее либо даем техническое задание: например, крем должен увлажнять, — и обязательно указываем, какой состав должен быть и какого быть не должно. Первые наши кремы мы разрабатывали три года. Теперь процесс идет быстрее, но скорее всего, потому что база уже есть, и приходится только дорабатывать что-то, улучшать.
Сама формула стоит недорого — около 50 тысяч рублей, но если мы говорим про все этапы, такие как анализ рынка, дизайн этикетки, поиск упаковки, то разработка одного продукта стоит порядка 500 тысяч рублей».
Любая косметика, произведенная в России, обязательно должна быть декларирована. Необходимо получить документы: сертификацию испытаний и декларацию соответствия. Знак соответствия РСТ на упаковке как раз информирует, что продукция соответствует установленным стандартам качества в России. Это можно сделать в любой крупной лаборатории. Стоимость декларирования стоит от 13 000 рублей. Помимо этого можно получить экологические сертификаты в зависимости от того, на каких рынках планируете продавать косметику: например французский Cosmebio, российский «Листок жизни», европейский Cosmos, британский Vegan Society, американский NSF и другие. Например, экстракты «Краснополянской косметики» получили сертификаты USDA Organic и Euro Leaf.
Держать руку на пульсе и свою косметику сравнивать с другой
Еще один важный этап — тестирование. Не слишком ли липкий крем, насколько приятен аромат и не слишком ли он сильный, есть ли ожидаемый результат — всё это существенная статья расходов. Обычно тестируют бьюти-продукты сотрудники компании, а также друзья и знакомые владельцев бьюти-брендов, но такой выборки недостаточно для понимания, насколько эффективен продукт.
Екатерина Островская:
«Каждое средство тестируется нашей командой, а также фокус-группами, мы обращаем внимание на все аспекты: от запаха и текстуры до эффективности.
Кристина Судеревская:
«Я пользуюсь своими продуктами, также своими разработками новыми и часто тестирую различные продукты: и западные, и азиатские. Для того чтобы быть в тренде, нужно руку держать на пульсе и свою косметику сравнивать с другой. Могу сказать что в России у нас очень достойная косметика: нет такого разрыва между нашей и зарубежной, как было раньше. Только вот азиатская приятно удивляет, но редко найдешь натуральные составы».
Ирина Розенбах:
«Я пользуюсь и российской косметикой, и азиатской, и западной. Я тестирую разные бренды и формулы — мне всегда это интересно. Кстати, это редкость, когда создатели пользуются своей косметикой».
Прежде чем открыть новый бизнес, нужно понять, точно ли до сих пор существует спрос, нет ли перенасыщения рынка, чем уникален именно ваш продукт. Ведь новые косметические бренды открываются чуть ли не каждый месяц.
Кристина Судеревская:
«Сейчас не время открывать свое производство косметики. За год рынок перенасытился. Когда прошел слух, что зарубежные бренды покидают полки российских магазинов, многое ринулись на этот рынок, произвели неимоверное количество косметики, которую не знают куда деть. И зарубежная косметика тоже никуда не исчезла, поэтому я бы не советовала сейчас этим заниматься, лучше поискать более свободные ниши».
Есть и другой взгляд на ситуации, так как люди покупают все больше косметики.
Минимальная сумма для запуска — три миллиона
Ирина Розенбах:
«Можно открыть производство за пять млн рублей, а можно — за 18 или за 30. Сумма зависит от того, какие цели и задачи, поэтому всегда нужно отталкиваться от того, что ты хочешь, кто твои клиенты — есть они уже или нет. Я бы назвала минимальной сумму три миллиона рублей — это, естественно, без зарплаты, аренды и простоев».
Конечно, эти суммы примерные — их можно использовать лишь как туманный ориентир. В любом случае надо понимать, что производство собственной косметики — это, безусловно, риск, но вовсе не русская рулетка. Как и в любом деле, необходим тщательный анализ рынка и планирование бюджета, и тогда, возможно, именно о вашем бренде заговорят все.