«Катастрофы происходят не из-за технических неполадок»: пилот Анастасия Тушенкова —о работе, доходе и предрассудках

Мы привыкли, что командиры самолетов почти всегда мужчины, хотя девушки-пилоты давно не редкость. Насколько сложно девушке в этой профессии и есть ли гендерные предрассудки, рассказывает второй пилот Анастасия Тушенкова.
«Катастрофы происходят не из-за технических неполадок»: пилот Анастасия Тушенкова —о работе, доходе и предрассудках
Редакционный коллаж

Как вы решили стать пилотом? Расскажите, с чего все началось.

Мои родители никак не связаны с авиацией: мама — предприниматель, по образованию учитель географии, а папа — водитель камаза. Когда мне было 15 лет и мы жили в Новосибирске, я случайно узнала о Сибирском авиационном кадетском корпусе им. А.И. Покрышкина — решила попробовать туда поступить просто из интереса. Мне была интересна авиация, но еще четко не понимала, хочу ли в эту профессию.

На самом деле не каждый может сразу сказать: «Авиация — это мое». У нас были ребята отличники, у которых далеко не сразу получалось почувствовать самолет. Возможно, какие-то задатки даны нам при рождении.

Я отучилась там три года, и после выпуска у меня уже не было сомнений, что я хочу посвятить этому делу жизнь. После кадетского корпуса я поступила в университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что я мечтала летать на истребителях, в итоге нисколько не жалею, что выбрала гражданские самолеты. Когда пилот выпускается из университета, то у него есть лицензия на тип самолета, на котором он практиковался во время учебы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У меня после выпуска был указан самолет типа Diamond DA42: это небольшой самолет — для перевозки пассажиров в коммерческой авиации такие не используют. Необходимо было пройти еще одну стажировку на пассажирском лайнере — обычно ее оплачивает авиакомпания при трудоустройстве. Я пришла работать в «Северсталь» — для этого я переехала в Череповец, где я и живу сейчас.

В авиакомпании два типа воздушных судов: «Сухой Суперджет 100» и Bombardier CRJ-200, на котором я и летаю. Это небольшой самолет, где помещается 50 человек. Стажировку я проходила во Франции, в небольшом городе Морле, где преподавали французские инструкторы на английском языке. Сначала была теоретическая подготовка, после чего — тренажерная: было чуть больше 10 четырехчасовых сессий. Мы отрабатывали штатные и нештатные ситуации, после чего сдавали экзамен для получения свидетельства о том, что можем летать именно на этом самолете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В каком возрасте впервые управляли самолетом?

В 17 лет, когда была лётная практика в кадетском корпусе, — мы летали на двухместном самолете Як- 52. Впереди сидит курсант, сзади инструктор. Конечно, прям сложный пилотаж мы не крутили, но выполняли разные фигуры, бочки и боевые развороты, а также отрабатывали имитацию отказа двигателя. Инструктор рассказывал про окрестности, над которыми летели. Это было завораживающе! Меня переполняли эмоции, это непередаваемое чувство эйфории, адреналина.

Каждый может сразу стать вторым пилотом после окончания обучения?

Я устроилась вторым пилотом почти сразу после окончания университета, точнее, через три месяца после того, как прошла стажировку. В целом, достаточно и среднего образования, чтобы стать пилотом. В России есть летные училища, где обучение идет три года, после чего выпускник может также пойти в любую авиакомпанию и без проблем устроиться вторым пилотом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также после выпуска можно пойти работать в малую авиацию, грузовую, сельхозавиацию или выполнять любые другие виды работ, связанные с полётами. Но например, пилот не может пойти работать диспетчером.

Как командир воздушного судна отнесся к тому, что вторым пилотом будет девушка?

У меня всегда разные командиры. В авиакомпании незакрепленный экипаж, то есть сегодня ты летаешь с одним человеком, а завтра — с другим. В больших авиакомпаниях люди даже не знают друг друга долгое время. У нас все командиры мужчины, и к тому, что я девушка, они относятся ни хорошо, ни плохо — равнодушно, для них в этом нет ничего особенного. Командиры у нас люди воспитанные, порядочные, они относятся ко мне, как и во всем остальным, — по крайней мере, я ни разу не замечала снисходительного отношения, предрассудков. Предубеждения, скорее, есть у тех, кто находится вне авиационной отрасли. Люди, которые не в курсе, что девушки давно летают, они удивляются. А те, кто работает в авиационной отрасли, знают, что это распространенная история.

Чтобы стать командиром воздушного судна, нужно налетать минимум 1500 часов, после чего пройти теоретическую и тренажерную подготовку и отлетать с инструктором.

Но в первую очередь, смотрят обладает ли человек лидерскими качествами, должным уровнем подготовки, чтобы сесть в левое кресло, то есть стать командиром и взять всю ответственность за полет. Совершенно не факт, что после 1500 часов человек может быть к этому готовым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
девушка-пилот фото
Анастасия Тушенкова
личный архив героини

Как считаете, девушке сложнее стать командиром, чем мужчине?

Сейчас самолеты оснащены таким оборудованием, что не требуется огромной физической силы, чтобы управлять самолетом — здесь больше работает мозг. Конечно, управление руками происходит, и в случае нештатной ситуации может пригодиться физическая сила, но девушки-пилоты, как правило, физически подготовлены — это не хрупкие создания, которые не могут осилить каких-то сложных физических нагрузок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К нештатным ситуациям готовят и девушек, и мужчин на тренажерной практике. Другое дело — предубеждения. Но я думаю, что сейчас это все уже отходит, и вы знаете, что в таких авиакомпаниях, как «Аэрофлот», «Победа» девушки-командиры — это далеко не единичные случаи. Поэтому если раньше девушкам приходилось доказывать свое право на работу, то сейчас все попроще. Этот путь уже проторен — просто нужно показать нужный уровень подготовки.

Есть на работе дресс-код?

У нас есть форма: рубашка, брюки, фуражка, китель, пуловер. Обязательно опрятный внешний вид. Я ношу брюки, потому что на мое рабочее место в самолете сложно в юбке пробраться — это просто непрактично. У меня есть юбка еще с университета, и я могу надеть ее с кителем на какое-то торжественное мероприятие. Для мужчин, и женщин одна и та же форма — крой немного отличается, но в целом, модель одна. Есть авиакомпании, где мужчины носят фуражку, а девушки — пилотку, но у нас у всех фуражки. Я отношусь к форме положительно, поскольку в этой сфере с 16 лет, и за 10 лет привыкла к ней. Не представляю, если бы я работала в офисе, и мне бы приходилось придумывать себе образ каждый день — мне кажется, это вводило бы меня в ступор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какая обычно реакция у пассажиров, когда узнают, что полетят с девушкой-пилотом?

Я эту реакцию не вижу, поскольку нахожусь в кабине. Пассажиры даже не узнают, что второй пилот девушка, потому что им представляют только командира. Иногда пассажиры могут издалека увидеть, что в кабине пилота девушка. И повторюсь, что сейчас становится меньше предрассудков, все реже вижу недоумевающие взгляды. Некоторые считают, что девушки аккуратнее водят самолет, чем мужчины. Думаю, что когда стану командиром, то пассажиры будут, скорее, испытывать восхищение, а не предубеждения.

девушка-пилот фото
личный архив героини
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стрессовые ситуации как часто случаются? Технические неполадки?

К стрессовым ситуациям относят плохие метеоусловия, напряженный радиоэфир — когда эфир забит, очень много самолетов в воздушной зоне, а тебе нужно запросить снижение или обход. Но это стресс, с которым мне нравится справляться. Нет такого, что после каждой такой ситуации у меня появляются седые волосы, — для меня это рабочий процесс. И я бы не хотела отвечать про технические неполадки, чтобы не пугать людей, которые и так боятся летать.

У меня серьезных технических отказов, к счастью, не было. Мелкие неисправности бывают — многие из них устраняет технический персонал при их выявлении еще на земле. Какие-то неполадки в полете некритичны, потому что основные системы воздушного судна дублируются. И опять же нештатные ситуации пилоты отрабатывают на тренажерной практике. Есть специальная инструкция, где прописаны все возможные ситуации, — пилоту ничего придумывать не нужно. Из каждой ситуации есть выход.

Катастрофы происходят не из-за технических неполадок, а из-за эффекта накопления ошибок — когда всё сразу пошло не так.

Сколько примерно зарабатывает командир и второй пилот в российской компании?

Зарплата пилота в региональной компании и международной компании с полетами через Атлантический океан находятся, так сказать, на разных уровнях. В текущих реалиях, когда гражданская авиация не на пике, зарплата второго пилота достигает 200 тысяч рублей, а зарплата командира — около 300 тысяч рублей. Это очень средние цифры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие у вас карьерные планы, чего хочется в работе?

Есть определенная карьерная лестница у пилотов. Где сначала ты второй пилот, потом командир, а дальше, если есть желание, можно стать инструктором и учить людей либо уходить на управленческие позиции. Моя глобальная мечта — стать инструктором, чтобы передавать опыт. Насчет международной компании сложно сказать — я уже получила допуск на международные полеты, но пока не достигла уровня, чтобы думать о переходе в другую компанию или переезде в другую страну.