Запрет соцсетей может вызвать дефицит товаров повседневного спроса
Причина в логотипах социальных сетей, которые производители размещают на упаковке продукта. У многих брендов есть свои аккаунты — даже «Сода» на короткой ноге со своими покупателями в социальных сетях. Но после признания Meta Platforms Inc. (деятельность на территории РФ запрещена) экстремистской организацией привычные логотипы оказались вне закона: размещение их на упаковке формально подпадает под пункт «демонстрирование символики запрещенных организаций». Последствия могут коснуться и производителей, и владельцев магазинов, которые размещают товар на своих полках. Если пойти в этих рассуждениях до конца, то последствия могут коснуться и обычных покупателей, которые положили упаковку риса с запрещенным логотипом в свою корзинку.
Тревогу забил «Руспродсоюз» — союз производителей, которые делают макароны «Макфа», крупы «Мистраль», чай и растворимый кофе, соль. Об этом сообщает «Коммерсант». У всех этих производителей на упаковке есть логотипы запрещенных социальных сетей, и все они не смогут продолжать работу, если Генпрокуратура не даст разъяснения по поводу использования запрещенной символики — или хотя бы временную отсрочку. Пока что Генпрокуратура молчит. Текста решения суда в открытом доступе также нет, сообщает источник «Ъ», что создает правовую неопределенность. Желание подстелить соломки в такой ситуации понятно — и FixPriсe, например, уже потребовал от поставщиков убрать логотипы с упаковки в ближайшее время.
Владельцы компаний не против отказаться от использования логотипов социальных сетей на упаковке, тем более, что большинство уже отказались от ведения своих аккаунтов в запрещенных соцсетях. Но сделал это одномоментно просто невозможно. Россияне активно делают продуктовые запасы, на все склады и перевозчиков ложится увеличенная нагрузка; из-за санкций разрушаются логистические цепочки, а на выстраивание новых уходит время, и при этом нужно постараться не допустить серьезного дефицита и еще большего роста цен. Компании сталкиваются с дефицитом кадров — а им, фактически предлагают, посадить человека фломастером закрашивать логотипы на упаковке или заклеивать их наклейками — ведь автоматизировать такой процесс практически невозможно. Это может привести к настоящему коллапсу.
Сейчас у брендов, конечно, есть некоторый запас упаковки — и этот запас с логотипами социальных сетей. Если этот запас придется утилизировать и спешно печатать новые, это будет иметь немедленные последствия: во-первых, товары повседневного спроса взлетят в цене, во-вторых, на какое-то время они просто исчезнут с полок. Например, картон для упаковок макарон, чая и соли производители закупают за границей за валюту, и он растет в цене. Кроме того, производителям придется заложить в цену новых пачек чая, кофе и макарон стоимость упаковки, которую не удалось использовать. Мы не экономисты, поэтому не можем точно посчитать, насколько подорожают привычные продукты, если Генпрокуратура не сделает для крупных производителей продуктов исключение из правил — но наши кошельки точно это заметят.