С вашей карты списали деньги: 5 способов распознать телефонных мошенников
Телефонные мошенники используют всё более изощрённые способы обмана. Попавшись на уловку, доверчивые граждане сами выдают им персональные данные, а технологии лишь увеличивают возможности вводить людей в заблуждение. Рассказываем, как действуют мошенники и как защитить себя от неожиданных потерь.
1. Знают ваше имя
Большинство мошенников знают не только имя, но и фамилию с отчеством. Некоторые из них могут знать и данные вашей карты, и банк, в котором вы обслуживаетесь. Как только начинается разговор, мошенник обязательно постарается упомянуть это в беседе, чтобы вызвать у вас доверие. А если будет нужно, назовёт и номер транзакции, и ещё какие-нибудь цифры, чтобы звучать убедительнее. На самом деле, такую информацию добыть несложно, получают её из баз данных банков или с помощью различных агрегаторов. Имя и номер вашего телефона могут быть у любого магазина, где вы когда-либо оформляли скидочную карту или учавствовали в бонусной программе.
2. Сбивают с толку, вызывая тревогу
Обычно звонящие тревожным тоном говорят, что с вашей карты пытаются снять деньги, сообщают о подозрительном переводе или о том, что карта заблокирована. Распространенные фразы: «С вашей карты был совершен подозрительный перевод. С вашего счёта была списана денежная сумма. Кто-то попытался совершить вход в ваш личный кабинет. Некто пытался сделать покупку от вашего имени или привязать карту к другому номеру телефона и т.д. "
Чтобы остановить «подозрительные» действия с картой, мошенники просят продиктовать её номер, а также CVV-код или назвать короткий код из СМС, который приходит на телефон во время подтверждения транзакций. Называя код из СМС, вы не останавливаете перевод денег, а наоборот, его подтверждаете, и в этом случае деньги уходят на счёт мошенников. Ещё один вариант — мошенники просят клиента самостоятельно перевести деньги с карты на другой безопасный счёт, называя при этом реквизиты собственных карт.
3. Пытаются удержать разговор
Финансовые мошенники всеми способами постараются сделать так, чтобы вы не повесили трубку. Говорят быстро, не делая пауз, задают дополнительные вопросы, стараясь как можно дольше удерживать внимание человека. Сотрудники банков никогда не будут занимать ваше время и вежливо спросят, есть ли у клиента пара свободных минут, чтобы продолжать разговор. В случае, если клиент попросит перезвонить позже, реальные сотрудники банка не станут возражать.
4. Могут предложить финансовую помощь и антикризисные пособия
В связи с пандемией коронавируса участились способы мошенничества, когда человеку звонят и сообщают, что ему положена финансовая поддержка: рассрочка платежей, кредитные каникулы и т.д. Для их оформления просят также сообщить данные банковской карты. А затем схема всё та же. Если владелец называет реквизиты, срок действия и CVV-код (три цифры, указанные на обратной стороне карты), у злоумышленников есть все необходимые данные для онлайн покупок за ваш счет.
В последнее время были также зафиксированы случаи мошенничества, связанные с выплатами «антикризисных» пособий на детей. Мошенники создают интернет-сайты, имитирующие портал госуслуг, которые внешне копируют официальный сайт, и просят ввести данные о номере банковского счета для выплаты пособия.
5. Звонят с «выгодными» предложениями
Иногда мошенники предлагают поучаствовать в лотерее Сбербанка, для которой надо пройти опрос на сайте. Всем участникам обещают крупный выигрыш, а для подтверждения карты, просят перечислить небольшую сумму в 150 руб на счёт банка. Конечно, банк никакой лотереи не проводит, а владелец карты просто отправляет средства не некий счет, с которого они потом уже не вернутся.
Как защитить себя от финансовых мошенников?
1. Никому не сообщать по телефону данные своей карты, тем более трехзначный код CVV и коды, полученные из SMS-сообщений.
2. Стараться не отвечать на звонки с незнакомых номеров или использовать антивирусную программу или специальное приложение с определителем подозрительных номеров.
3. Если во время разговора у вас появились сомнения, лучше не вступать с позвонившим в переговоры и повесить трубку. В банк, клиентом которого вы являетесь, можно всегда позвонить по номеру, указанному на обратной стороне пластиковой карты.
4. Если вам поступил звонок от мошенников, стоит также перезвонить в банк и сообщить о подозрительном звонке.