Легко ли быть писателем?
Для каждой из героинь нашего проекта создание текстов — дело жизни. О тонкостях и секретах их творчества мы получили ответы из первых рук. Бонус — советы начинающим писателям!
Оксана Даровская, автор романов
Ольга Френкель, сценарист ситкома «Деффчонки» (ТНТ), режиссер
Анна Зябрева, выпускающий редактор Yoga Journal, блогер
Рассказывает Георгий МУРЫШКИН, декоратор, иллюстратор (в том числе книг Д. Хармса и Г. Остера):
Для одной иллюстрации у меня всегда получается очень много эскизов. То, что выходит в книге, — лишь десятая часть работы. Раньше даже завидовал
другим иллюстраторам, кто может сразу нарисовать «тот самый» рисунок. Но ненужные рисунки (их у меня скопилось крайне много!) не выбрасываю —
они мой капитал.
Обложку я рисую всегда в самом конце. Она как-то рождается сама собой. Мне больше нравятся простые обложки, но обязательно несущие какую-то мысль. Много птичек и домиков — это не обложка. Ведь она должна быть понятной, как плакат. Покупатель должен заметить обложку и сразу почувствовать автора книги, понять, о чем и как произведение написано. И захотеть его прочитать.
Ирина Наумова, победитель конкурса «Новая детская книга-2010» (издательство «Росмэн»), автор сказочной повести «Господин Куцехвост и инопланетяне»
Курт ВОННЕГУТ, один из ключевых американских писателей и журналистов XX века:
2. Дайте читателю хотя бы одного персонажа, с которым он мог бы себя ассоциировать.
3. Каждый герой должен чего-то хотеть — даже если это просто стакан воды.
4. Каждое предложение должно преследовать одну из следующих целей: либо раскрывать характер, либо развивать действие.
5. Начните настолько близко от развязки, насколько возможно.
6. Будьте садистом. Не важно, как милы и невинны ваши герои, — пусть с ними случаются ужасные вещи. Тогда читатели увидят, из чего они сделаны.
7. Предоставьте читателям в сжатом виде как можно больше информации. Они должны полностью разбираться в том, что происходит, и быть в состоянии закончить историю без вашей помощи.
(Источник: «T&P»)
Татьяна Степанова, подполковник милиции, автор остросюжетных детективов-триллеров
Советует Анна НИКИТИНА, журналист, ведущая авторского курса «Пишем рассказ» при Академии Cosmopolitan:
Чтобы начать, нужно... просто начать!
1. Найдите возможность писать не в стол, а для того, чтобы вас кто-то читал. Сейчас такую возможность дает Интернет. Заведите блог и позовите в него друзей и знакомых. Для начинающих авторов важны поддержка и обсуждения.
2. Вы также можете найти интернет-сообщество, в котором люди пишут на конкретную тем у, нап ример, пытаются написать продолжение известных романов или фантазируют о дальнейшей судьбе героя.
3. Практиковаться нужно регулярно. Если вы создаете подобную интернет-группу, заранее договоритесь о стимулах. Часто мы не можем придумать, о чем же написать на этот раз. Вот какие варианты возможны: участники группы по очереди раз в неделю дают идею, которая обязательна для всех. К примеру, предлагает завязку для рассказа, героев, о которых нужно написать рассказ,
4. Попробуйте начать с пародии. В художественной школе ученики учатся копировать мастеров — замечено, что свой стиль появляется тогда, когда человек пробует много разных. Пытаясь повторить чужое, человек понимает, «как оно устроено», что ему близко. Так рождается и собственный стиль. Давайте себе задание написать рассказ «под кого-то», пытайтесь скопировать других авторов.
Нередко, уже приступив к написанию, человек впадает в ступор. Вроде бы есть идея, но написать не получается. В этом случае:
1. Не пытайтесь написать сразу хорошо. Сначала накидайте сюжет, потом напишите черновик, потом отложите его и вернитесь позже, чтобы перечитать и поправить. Даже великие писатели по многу раз переделывали свои тексты — и это совершенно естественно. Важно втянуться в работу, а главное — не бояться чистого листа.
2. Проговорите свою идею близким. Дело даже не в том, чтобы получить от них оценку или поддержку. А в том, что большинство идей проявляют свои сильные и слабые стороны, когда вы их облекаете в конкретные слова. Еще очень помогает представить, что у вас уже есть издатель и он просит вас прислать краткое содержание произведения, чтобы оценить его. Это заставляет собраться.
3. Если вам ну никак не удается приступить к работе — попробуйте начать не с завязки. Напишите одну из сцен середины будущего произведения. Или его финал. Та к начало будет положено, а мысли начнут постепенно превращаться в слова. И не забывайте побольше читать самой разной литературы, если возможно, то и на иностранных языках. Это хороший способ стимулировать собственное творчество. Удачи!