Как производители «скрывают» в молочке растительные жиры? Итоги расследования Роскачества

В середине января этого года в силу вступили новые правила маркировки молочных продуктов с содержанием растительных жиров. Эксперты ведомства решили проверить, соблюдают ли производители усовершенствованные требования. Рассказываем об итогах рейда Роскачества по «молочным» полкам продуктовых магазинов.
Как производители «скрывают» в молочке растительные жиры? Итоги расследования Роскачества

Согласно дополнениям с технический регламент, в маркировке к молокосодержащему продукту, в состав которого входят растительные жиры, теперь должна быть включена фраза «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» и информация о технологии производства товара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А с 1 июля 2019 года эта категория продуктов будет выкладываться на специальные полки – отдельно от молочной продукции. Эти меры позволят покупателям избежать ошибок при выборе товаров.

В рамках проверки соблюдения производителями новых правил эксперты Роскачества изучили состав 535 продуктов (сметаны, йогуртов, сливочного масла, молока, кефира, творога, сыра и глазированных сырков) на «молочных» полках в магазинах 16 торговых сетей.

Особенности маркировки

Еще месяц молокосодержащие продукты с растительными жирами будут храниться в магазинах на общей полке со 100-процентными молочными продуктами. Поэтому для начала предлагаем разобраться с тем, как можно распознать товары этой категории по информации на этикетке. Пропорции молочного и растительного жиров в составе могут разниться, поэтому и маркировка к товарам будет разной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полностью молочные продукты

Молочного жира в составе – 100%. Регулирующий документ – ТР ТС 033/2013 (Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции»)

Молокосодержащие продукты

Молочного жира в составе – от 50%, растительных жиров– не более 50%. Регулирующий документ – ТР ТС 033/2013 (Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции»)

Так выглядит правильная маркировка к молокосодержащему продукту с растительными жирами
Так выглядит правильная маркировка к молокосодержащему продукту с растительными жирами
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масложировые продукты (спреды, маргарин, топлёные смеси и т.д.), а также товары с иными «немолочными» названиями – десерты, суфле, пасты и прочее

Молочного жира в составе – менее 50%, растительных жиров – от 50% до 100%. Регулирующие документы – ТР ТС 024/2011 (Технический регламент на масложировую продукцию), ТР ТС 021/2011 (Технический регламент «О безопасности пищевой продукции»)

Результаты исследования

Из 535 проверенных товаров 472 продукта можно отнести к 100-процентной молочной продукции – они произведены без заменителей молочного жира. Еще 22 образца оказались молокосодержащей продукцией с растительными жирами. 41 товар – это масложировая продукция, а также продукция, производство которой регулируется только общим пищевым техническим регламентом (ТР ТС 021/2011).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нарушения обнаружены в маркировке к пяти товарам. Продукт «Плавленый сыр Сливочный с массовой долей жира в сухом веществе 50%» Рязанского завода плавленых сыров, выпускаемый под торговой маркой «Переяславль» требованиям нового регламента не соответствует: производитель использовал термин «сыр», хотя сыра (или творога) в его составе не обнаружено.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Производитель АО «Дмитровский молочный завод» не указал в маркировке к своему продукту «Сырок глазированный с ванилином с заменителем молочного жира с массовой долей жира 23%» информацию о содержании растительных жиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперты ведомства также обнаружили маркетинговые уловки, к которым прибегают некоторые производители. Так, на упаковке продукта торговой марки «Крестьянские узоры» крупным шрифтом указано, что в составе есть сливочное масло, а ниже от надписи размещена цифра – 72,5%. При этом из информации о составе следует, что молочного жира в продукте только 5%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выбирая такой продукт, потребитель может по ошибке принять его за сливочное масло. Кстати, и термин «сливочное» производитель использовать не может – это нарушение закона.

По результатам исследования процент товаров с нарушениями в маркировке оказался относительно небольшим. При этом эксперты Роскачества пришли к выводу, что часть производителей, испугавшись длинных и сложных названий, которые они теперь обязаны указывать на упаковке к товарам, решили покинуть сегмент молочной продукции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молокосодержащая продукция с растительными жирами теперь получила новые «немолочные» названия – суфле, десерт, паста и т. д.

Доля растительных жиров в этой категории может составлять до 100%, а в молокосодержащей – не более 50%. Сегмент жировой и смешанной продукции не столь категоричен. Но есть и обратная сторона медали – снижение узнаваемости продукта, который ранее был «молочным» и падению спроса на него.

Фото: rskf.ru, Legion Media

Читайте также: