Как начать собственный бизнес? Советы успешных женщин
Недавнее исследование «Глобальный мониторинг предпринимательства» показал, что число женщин, открывших свой бизнес в 2013 сравнялся с тем же показателем у мужчин. А ведь еще в 2006 году женщин в собственном бизнесе было в три раза меньше. «Эти позитивные перемены связаны как со становлением предпринимательской культуры в нашей стране, так и с изменением статуса предпринимателя, который сегодня высоко ценится обществом. Все это способствует улучшению условий ведения бизнеса», — говорит София Азизян, партнер EY, руководитель направления по кадровой стратегии в СНГ.
В мире хорошо известны имена таких российских предпринимательниц и общественных деятелей, как Наталья Касперская, Анна Владимирская, Надежда Копытина. Однако, никто не говорит, что собственный бизнес всегда гарантирует успех. Совершенно однозначно, что женщины-предприниматели в процессе становления своего бизнеса переживали самые разные моменты его развития — как взлеты, так и трудности. 3 истории социального бизнеса в России.
Эрик Хансен, вице-президент, Центр Предпринимательства:
С какими трудностями можно столкнуться и как их пережить
Лидия Веденина, дизайнер, считает, что самым трудным была сама организация бизнеса: «Поиск путей для реализации продукта, реклама (с которой я пока так и не подружилась), бухгалтерия и учет. Я достаточно хороший организатор, но со многими вещами до открытия своей компании не сталкивалась».
Смотрите также: 9 женских финансовых ошибок.
Елена Федяшина, Исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Комитет 20»:
Что такое успех в предпринимательстве
Что же для самих женщин-предпринимателей является мерилом успеха? Где та планка, достигнув которой, женщина-предприниматель готова сказать: «Это мой успех, мое достижение». На самом деле, однозначного рецепта для достижения и изменения успеха не существует. Для каждого предпринимателя — это какая-то своя вершина или даже просто сам процесс путешествия по дороге жизни и бизнеса.
По мнению Надежды Копытиной, для нее успех самый значимый в истории компании — это шаг за шагом реализация задуманного. Сначала — реализовать идею выращивания шампиньонов в России, для чего привезти в страну новую голландскую технологию и с «нулевого» уровня поставить в 2000 году объекты на 5Га земли. Затем в 1996 году привезти и внедрить в Россию технологию шоковой индивидуальной заморозки креветок и других морепродуктов, а также и шампиньонов. Производить 10 тысяч тонн в год готовой замороженной продукции под ТМ «САЛЬМОН», «ЛЁДОВО», «СНЕЖАНА», «Бон Аппетит».
Алена Владимирская говорит так: «Что касается успехов, то для меня это две вещи в истории PRUFFI. Во-первых, признание центральным офисом Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) в Восточной Европе и России в 2013—2014 году нашей компании как лучшего бизнес-кейса Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). А во-вторых — это то осознание команды PRUFFI, которое пришло ко мне во время моего первого отпуска за четыре года создания компании, когда я оказалась без интернета на две недели. Когда я вернулась и увидела, что все работает — я поняла, что команда создана, выращена и работает самостоятельно, как это и должно быть в настоящем бизнесе».
Лидия Веденина, дизайнер: «Моя компания еще совсем молодая. Главные успехи еще впереди. Однако, самым ярким могу назвать наше участие в WOMAD — фестивале мировой музыки, искусств и танца в Пятигорске октябре 2013 года. Там мы участвовали в Деревне ремесел и наши украшения пользовались невероятным успехом».
А для Елены Маловой основное достижение на сегодня — это то, что ее боксерский клуб помогает в самопознании: «Он как бы "повзрослел" меня и очень помог в плане личностного роста».
Ольга Промптова, владелица магазинов одежды DDshop: «Во-первых, мы фактически создали нишу одежды для стройных девушек с большой грудью в России. Когда мы начинали, никто даже в Яндексе не искал такую одежду, не подозревал о том, что такое может быть. Мы гордимся тем, как нас приняли западные покупательницы. Конечно, российские клиентки всегда останутся для нас самыми любимыми. Но когда ты выходишь за пределы своей страны, ты получаешь очень сильный стимул для развития, уверенность в своих силах и понимание, куда двигаться дальше».
Какую можно получить поддержку от государства
Наталья Ларионова, Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации:
Гораздо важнее дать женщинам не специальную программу финансовой поддержки, а возможность поверить в себя, показать положительные примеры других успешных женщин и предоставить возможность пообщаться с опытными предпринимателями, что в конечном итоге и приведёт к вдохновению и смелости начать осуществлять свою мечту. Конечно, потребуются знания и основ ведения бизнеса, и существующих программ поддержки предпринимательства в регионе. Но женщины, как мы знаем, очень быстро учатся. Поэтому очень скоро, к них есть все шансы занять лидирующие позиции среди все более увеличивающегося числа предпринимателей в России.