Готовимся к Пасхе: «Роскачество» повторно проверило производителей куриных яиц

Для веерного исследования специалисты ведомства закупили столовые куриные яйца высшей (СВ) и отборной (С0) категорий. Вся продукция произведена в России за исключением одного бренда – он приехал к нам из Белоруссии.
О показателях качества
Стандарт Российской системы качества устанавливает повышенные требования к показателю щелочного баланса желтка. Нормальный рН желтка должен быть не менее 5,9, отклонения от нормы могут указывать на несвежий товар.
Шероховатость поверхности – дефект, указывающий на нарушение у кур минерального и витаминного обмена. Такая скорлупа более тонкая и хрупкая. Неравномерная мраморная окраска с наличием более светлых участков – признак дефицита кальция в организме несушки.
Масса одного яйца в норме должна превышать 55 граммов. Яйца в одной упаковке не могут различаться по весу на более чем на 5 граммов.
Стандарт Роскачества вводит дополнительные требования к содержанию в курином яйце витаминов (А, Е и D3) и полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 и Омега-6. Их количество рассчитывается исходя из суточной потребности человека, указанной в методических рекомендациях 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Для Омега-3 этот уровень равен 0,2 грамма на 100 граммов яйца, а для Омега-6 – 0,8 граммам на 100 граммов яйца.
Важный показатель свежести продукта – размер воздушной камеры между белком и внутренней стенкой скорлупы. Ее еще называют пугой. В свежем яйце она небольшая (согласно ГОСТу не более 7-9 мм). Со временем яйцо начинает усыхать, и воздуха в нем становится больше.
Рейтинг производителей
Из 28 торговых марок, участвовавших в первом исследовании в 2016 году, только два производителя заслужили присвоения российского Знака качества, показав высочайшее качество и соответствие повышенным требованиям Стандарта.
Это куриные яйца брендов «Лента» (изг. ОАО «Волжанин», Санкт-Петербург) и «Самое вкусное» (изг. ПТФ «Красный колос», Липецкая область). В исследовании 2019 года эти две торговые марки подтвердили свое первенство. Других яиц, которые бы полностью соответствовали повышенным требованиям стандарта Роскачества, к сожалению, не нашлось.

Исследование хотя и развеяло некоторые мифы, связанные к составом куриных яиц, а именно подтвердило в них отсутствие антибиотиков (даже в следовых количествах), патогенных микроорганизмов, гнилости, затхлости и посторонних включений, без нарушений не обошлось.
Так, у яиц торговых марок «365 дней», «Просто Азбука», «Синявинское» и «Файнфуд» скорлупа оказалась тоньше положенного – такие при неосторожном обращении очень легко разбить.
Торговые марки «365 дней», «Вараксино "Эко", "Каждый день", "Окское", "Праксис", "Птицеводческий комплекс "АК "Барс", "Птицефабрика Сеймовская", "Село Зелёное", "Сельская новь", "Синявинское", "Чепфа" и FINE LIFE вводят потребителя в заблуждение неправильной маркировкой. Производители указали на упаковке, что их продукция относится к категории С0 и соответствует ГОСТу. При этом вес яиц до положенного не дотягивает.
Помимо этого, в продукции десяти торговых марок («Вараксино "Деревенское", "Лента", "Просто Азбука", "Птицефабрика Боровская", "Птицефабрика Владимировская", "Птичий край", "Самое вкусное", "Сельская новь", "Чебаркульская птица" и Fine Food) яйца в пределах одной упаковки различаются на более чем 5 граммов, что является прямым нарушением требований стандарта.
Среди яиц, исследованных в 2019 году, не нашлось тех, где Омега-3 и Омега-6 содержались бы в оптимальном количестве – во всей продукции выявлен недостаток Омега-3. Вопросы вызвал и «возраст» яиц. Только в 14 случаях размер воздушной камеры соответствовал норме – был не выше 7 мм. Продукцию остальных 24 торговых марок несвежей назвать нельзя, но на прилавке она явно залежалась.
Фото: Legion Media
Читайте также: