Что бедность делает с нашим мозгом?
Что делает человека успешным? Высшее образование хорошего ВУЗа, умение работать с информацией: понимать, анализировать, систематизировать, запоминать. Soft skills: гибкость, умение находить контакт с другими людьми, дисциплина и самодисциплина. Это такой базовый набор, который вы найдете в абсолютно любом объявлении о найме сна зарплату выше 32 420 рублей — медианной российской зарплаты. Казалось бы, ничего сложного, правда? Школьное образование бесплатное, учебники бесплатные, а значит, любой может «просто как следует постараться», поступить в хороший университет и прийти к успеху. Как бы не так.
15 лет назад ученые решили выяснить, отличается ли работа мозга у детей из семей, живущих за чертой бедности и у детей из семей среднего класса. И оказалось, что у детей из бедных семей мозг работает хуже, чем у детей из более обеспеченной семьи. Недостаток пищи, постоянный шум работающего телевизора, семейные скандалы, порой то, что ребенок вынужден наблюдать за сценами насилия — это все порождает хронический стресс, который оказывает угнетающее действие на когнитивную и эмоциональную сферу. Добавьте сюда зачастую бедную языковую среду, заброшенность, если родители вынуждены работать на нескольких работах, чтобы прокормить семью.
- Депривация (заброшенность) в детстве уменьшают объем мозга и электрическую активность — буквально заставляя ребенка медленнее соображать;
- Хронический стресс создает новые нейронные связи, и человек начинает в конфликтных ситуациях выбирать вместо стратегии сотрудничества стратегию обороны;
- У детей из бедных семей меняется баланс серого и белого вещества, которые отвечают в том числе за регуляцию эмоций;
- Избыток кортизола влияет на исполнительную функцию, и у ребенка, а затем и у взрослого возникают трудности с дисциплиной и саморегуляцией;
- От кортизола страдает и языковая функция — она отвечает за понимание и воспроизведение речи;
- У детей из бедных семей хуже развивается гиппокамп и префронтальная кора — а значит, им сложнее даются рассуждение и принятие решений, им сложнее запоминать (а на запоминании построено все школьное и большая часть университетского обучения);
- У детей из бедных семей больше энергии уходит на концентрацию внимания, а значит, они быстрее устают.
То есть детям из бедных семей приходится прикладывать в разы больше усилий, чтобы достичь тех же успехов в учебе, которые их более обеспеченным сверстникам даются без боя. И это мы говорим только о факторах работы мозга, а ведь есть еще социальные факторы: есть ли у родителей деньги на учебные пособия, школьные принадлежности; есть ли у ребенка тихое и удобное рабочее место, чтобы делать уроки, есть ли к кому обратиться за советом по учебе; отношение учителей и одноклассников. Ученые выяснили, что влияние этих факторов может продолжаться до 22 лет, мозг подростков и молодых людей продолжает страдать от бедности все то время, что мы учимся в школе и в университете, ищем первую работу. Так бедность воспроизводится — незаметно для окружающих, ведь тем, кто добился успеха, кажется, что они «добились всего сами, без родительских денег».
В России, по официальным данным, за чертой бедности живет семнадцать с половиной миллионов человек: эти люди имеют доход меньше 11970 рублей на человека. 12% населения живут в нищете даже по меркам Росстата, к подсчетам которого есть некоторые вопросы. При том, что даже по подсчетам того же Росстата, минимальная потребительская корзина, состоящая из продуктов, лекарств и ЖКХ в том же 2021 году не могла обойтись меньше, чем в 16 436 рублей. Насколько высок реальный уровень бедности, посчитать не представляется возможным. Так стоит ли удивляться, что у нас есть трудности с анализом ситуации и принятием решений?
Хорошая новость в том, что воспроизводство бедности можно остановить, и сделать это довольно несложно. Если ребенок растет в бедной, но любящей семье, у него меньше риск пострадать от влияния хронического стресса. Материнская забота выступает буфером для негативного влияния стресса. Помощь в поддержании ментального здоровья матерей из малообеспеченных семей, чтобы они могли обеспечить ребенку тепло и заботу — критически важный фактор. Но и материальная поддержка тоже важна: правительство Байдена поставило эксперимент с раздачей фиксированной суммы молодым матерям, которой они могли бы распорядиться по собственному усмотрению. Это оказало положительное влияние на детей. Хотя пока точно неизвестно, почему: потому ли, что они смогли потратить их на ребенка напрямую, или потому что эти деньги позволили им меньше работать и больше времени посвящать заботе о ребенке.