В школу ребенок — в школу родитель: как помочь первоклашкам с адаптацией

«Непонятно, кто из нас поступает в первый класс» — эти строчки из стихотворения Агнии Барто как нельзя более точно отражают реальность, знакомую каждому родителю. Как только у ребенка начинается школа, вместе с ним за парту садятся и мамы с папами. Собрать портфель, сделать домашку, решить сложные ситуации. Как подружиться с одноклассниками? Как вытерпеть целый урок, отпроситься в туалет, поесть в столовой, если не хочется? Разбираемся в нашем подкасте с психологом и мамой, которая об этих вопросах знает не понаслышке.
В школу ребенок — в школу родитель: как помочь первоклашкам с адаптацией
Наталья Родикова, Ирина Голенина и Ольга Новикова в подкасте «Мягкое решение». Архивы пресс-службы

В первом классе родителю вместе с ребенком предстоит освоить новый режим дня, примириться с многочасовыми сидениями за партой, научиться слушаться учителя, знакомиться и поддерживать отношения со сверстниками, а еще — своевременно питаться и ходить в туалет. Гости Натальи Родиковой, главного редактора «Нового очага», психолог Ольга Новикова и мама третьеклассника Ирина Голенина, обсудили ключевые сложности, с которыми сталкиваются первоклашки, и обозначили практические пути решения.

В первую очередь, по мнению и Ольги, и Ирины, ребенок должен быть готов к школе академически — умел писать, читать и считать. Это закладывает базовую уверенность первоклассника в своих силах — он будет чувствовать, что не отстает от других, понимает учителя, может справиться с задачами. «Это действительно очень важно, — говорит Ольга Новикова, — чтобы мы отпускали своего ребёнка в школу, зная, что тот запас, который он сделал до первого класса, обеспечит ему уверенность на первом этапе обучения».

Однако важно не начать подготовку к школе слишком рано, не истратить тот естественный интерес, который есть у каждого человека к освоению нового, не показать ребенку этот процесс как занудный и тяжелый.

ВИДЖЕТ АУДИОПОДКАСТА

Другая важная сторона подготовки к школе — социальная. Ольга Новикова много лет проработала школьным психологом, и описывает этаж, на котором занимаются первоклассники, как «страну потерянных детей». Им и правда легко потеряться в новом пространстве, правилах и маршрутах. Главное, что советует Ольга: дети должны ощущать всестороннюю поддержку родителей. «Каждое утро настраивайте ребенка на то, что, какими бы ни были трудности, я буду ценить твои старания. Хвалите не за результат, а за старания. Говорите: а если что-то у тебя не получится, мы обсудим это и поймем, что сделать, чтобы получилось в следующий раз».

Нажми и смотри

Один из новых факторов — физиологический — гости обсудили отдельно. Ребенок впервые за свою жизнь так много сидит, он рано встает, меньше двигается, дома делает домашнюю работу, нерегулярно ест. На фоне стресса от нового этапа жизни в целом, у ребенка могут возникнуть нарушения сна и аппетита, нарушение стула. В этих случаях Ольга Новикова рекомендует наладить здоровое питание, много гулять, следить за регулярностью посещения туалета ребенком. И конечно, обратиться к врачу, если возникла такая проблема, как запор. Врач может назначить капли с натрия пикосульфатом, комфортная форма которых позволяет не акцентировать на этом внимание ребенка. С более подробной информацией об этом можно ознакомиться здесь.

Реклама. erid:LjN8KFt6t ООО «Опелла Хелскеа», ГК Санофи, 125375, Москва, ул.Тверская, д. 22. Тел.: +7 (495) 721-14-00 ИНН: 9710085580

MAT-RU-2404178-1.0-12/2024

Материал носит информационно-просветительский характер