Жалоба на поликлинику: куда писать и как правильно оформить

Вам отказывают в помощи или хамят? А может, неправильно ставят диагноз или назначают неверное лечение? Не нужно молчать! Юрист Денис Федоров рассказывает о том, как пациентам защитить свои права и добиться справедливости.
Жалоба на поликлинику: куда писать и как правильно оформить

«Когда моему ребенку назначили ортопедическое лечение, я сразу обратилась в детскую поликлинику по месту жительства – зная, что и кабинет ЛФК там есть, и физиотерапия, и массаж. Оказалось, что получить помощь не так-то просто. Массажист то в отпуске, то на больничном. В кабинете физиотерапии запись на два месяца вперед. Когда пройдем курс лечения – неизвестно. Но самое обидное: при наличии укомплектованного кабинета ЛФК и наличии врача-реабилитолога занятия лечебной физкультурой не ведутся... по причине недобора группы! То есть, находясь в лечебном заведении полдня, врач не может провести занятие с тремя нуждающимися в лечении детьми, а ожидает, пока наберется необходимая группа из 10 человек. Вместо профессиональной помощи выдали распечатки с упражнениями и сказали разучить их и выполнять вместе с ребенком дома. Заведующая поликлиника разводит руками: персонала не хватает, пациентов много и еще два десятка других проблем. Фактически меня вынуждают проходить лечение с ребенком в платных клиниках за свой счет, хотя я могла бы получить эту помощи бесплатно по полису. Куда жаловаться? Помогите советом» — Ксения

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«К сожалению, в нашей жизни мы иногда встречаем людей, которым проще развести руками, посетовать на множество нерешённых проблем (как заведующей вашей поликлиникой) и отказать в помощи, вместо того, чтобы подумать и найти вариант решения сложившейся проблемы. Возможно, причина произошедшего – переход от строительства светлого коммунистического будущего к строительству сурового капиталистического настоящего; возможно – реформа системы образования, при которой людей отучили думать, и приучили угадывать, либо жить по шаблонам...

Подобные ситуации встречаются в наших медицинских учреждениях практически каждый день, поэтому люди, которые пришли работать в здравоохранение, прекрасно знают, как реагировать на ту или иную сложившуюся ситуацию. Заметьте: я ещё ни разу не назвал людей, работающих в медицинских учреждениях и отказывающих пациентам в помощи – медицинскими работниками, врачами, докторами и т. п., так как не могут работники здравоохранения отказать в помощи пациенту, а тем более ребёнку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, руководствуясь одной из «настольных книг» должностных лиц, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», требуем разъяснения сложившейся ситуации у ответственного должностного лица — которое обязано предоставить вам письменный ответ в течение 30 дней. Причём устное обращение также рассматривается, но письменное надёжнее, ведь один экземпляр мы предоставляем в медицинское учреждение, а второй с отметкой о принятии, входящим номером и текстом (чтобы не забыть через 30 дней, о чём вообще речь) оставляем себе на память.

Если руководителя учреждения здравоохранения на месте не оказалось, отправляйтесь прямиком к секретарю, который занимается регистрацией обращений. Если же таинственным образом на месте не оказалось и секретаря – прямиком в регистратуру, уж они-то точно на месте и помогут вам воспользоваться правом на обращение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одновременно не будет лишним обратиться в тeрриториальноe подраздeлeниe фонда обязательного медицинского страхования по телефону «горячей линии» (телефон Вы найдёте в полисе ОМС), так как в медицинском учреждении знают, что страховая компания уполномочена на проведение мероприятий по контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС медицинской организацией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здоровье населения – одно из приоритетных направлений развития нашего государства — контролируется правительством Российской Федерации и регламентируется Федеральным законом РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на основании которого, а именно согласно пункту 2 части 1 статьи 79 установлена обязанность медицинской организации осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательством и иными правовыми актами, в том числе порядками и стандартами медицинской помощи.

Действия вашей собеседницы, «разводящей руками», я бы не рискнул назвать законными ещё и потому, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правило, проведения вышеперечисленных мероприятий, а именно:

  1. Обращения (письменного) к руководителю учреждения здравоохранения.
  2. Обращения (сначала по телефону, а потом по почте заказным письмом) в тeрриториальноe подраздeлeниe фонда обязательного медицинского страхования.

достаточно, чтобы поменять отношение к вам и вашему ребёнку, но если сотруднику поликлиники продолжают отказывать в законном праве на получение помощи по полису ОМС – то в этом случае вы также вправе обратиться в прокуратуру, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в суд.

Кромe того, если вы были вынуждены получить нeобходимую помощь на платной основe, то впослeдствии вы имеете право чeрeз суд возместить эти убытки за счёт отказавшей вам в помощи поликлиники.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в этом случаe вам нужно будeт докумeнтально подтвeрдить свои расходы и доказать факт отказа в предоставлении бeсплатной медицинской помощи по ОМС (приложите письменные обращения к руководителю учреждения здравоохранения и в тeрриториальноe подраздeлeниe фонда обязательного медицинского страхования)

Помните: если на втором этапе ситуация не меняется, воспользуйтесь услугами хорошего юриста — ведь даже люди, которые «разводят руками», компетентно порекомендуют вам не заниматься самолечением, а обратиться к специалисту.

Тем более что в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, т.е. расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, в том числе и расходов на юриста».

Фото: В. Шарифулин/ТАСС, А. Сухоруков/ТАСС