Отчего у ребенка стресс?

Ваш ребенок пошел в школу. Но через некоторое время вы заметили, что он уже не так активен и бодр, как раньше, его трудно разбудить утром, хотя он и спит 9-10 часов, часто жалуется на усталось и вместо воскресной прогулки предпочитает сидеть дома, стал часто болеть...
Отчего у ребенка стресс?

Ваш ребенок пошел в школу. Но через некоторое время вы заметили, что он уже не так активен и бодр, как раньше, его трудно разбудить утром, хотя он и спит 9−10 часов, часто жалуется на усталось и вместо воскресной прогулки предпочитает сидеть дома, стал часто болеть...

Все эти признаки указывают на то, что, скорее всего, ваш ребенок пребывает в состоянии стресса. А такое состояние ослабляет организм и увеличивает риск развития заболеваний. Медики называют стрессом «набор» сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивает постепенно, в несклько стадий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая стадия

Прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Вспомните, как восторженно ребенок рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы поскорее бежать туда. Но постепенно нагрузки делают свое дело и ребенку становится труднее.

Вторая стадия

«Активные» отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться. Наверняка, вы припомните случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил вам. Но вы, конечно же, пресекали все его попытки «выпустить» пар .

Третья стадия

«Пассивные» отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, «выступать» и покорно радует вас успехами или расстраивает двойками. Хронический стресс разрушителен, ученые назвали его «дистрессом» (от англ. distress — горе, бедствие, расстройство).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Четвертая стадия

Проявляется бесконечными болезнями. Статистика свидетельсвтвует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями — 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.

Если жизнь ребенка представляется вам сплошным праздником, если вы сомневаетесь, в том, что ваш ребенок испытывает огромные перегрузки, загоняющие его в состояние дистресса, просто поставьте себя на его место.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начнем с того, что детский «рабочий» день фактически длится столько же, сколько и у взрослых: уроки в школе +домашнее задание. А теперь представьте, что каждый день ежечасно (на каждом уроке) вы ждете, что вас вызовет начальник и вам придется отчитываться, да так, чтобы не стыдно было. Время от времени это состояние усугубляется ожиданием масштабных проверок ваших профессиональных качеств начальством (экзамены, открытые уроки, городские контрольные и т. д.). Кстати, ученые утверждают, что стресс, который испытывает ребенок на экзаменах, сравним со стрессом, коорому подвергается авиадиспетчер, ответственный за тысячи жизней. После такого рабочего дня вы обязаны бежать на курсы английского или в кружок вышивания крестиком (спортивные секции, кружки и дополнительные занятия). Добавьте к этому придирающихся по мелочам учителей, сложные, зачастую конфликтные отношения с одноклассниками, претензии домашних, которые, казалось бы, должны поддержать и понять и т. д. Тогда и вовсе каждый день превращается в пытку. И сколько бы вы подержались в таких условиях? Взрослого еще может примирить с ситуацией мотивация: нелюбимая работа может хорошо оплачиваться, а ненавистные курсы английского позволят рассчитывать на продвижение по службе. А как объяснить ребенку, зачем ему ходить на фигурное катание до школы, в 6 часов утра или часами играть на аккордеоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но дети терпят: одни, чтобы не расстраивать родителей, другие из страха получить нагоняй, третьи искренне считают, что взрослым перечить нельзя. Но согласие с предложенным режимом вовсе не значит, что они не испытывают дискомфорт. Организм прилагает огромные усилия, чтобы поддержать «статус кво». Но ресурсы его не безграничны. И у всех они разные. Одним досталась крепкая нервная система и хорошая способность к восстановлению. Другим повезло меньше.

Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса?

  • Исключить вероятность заболевания. Причиной быстрой утомляемости, рассеянности, частых ОРВИ могут быть гельминтозы, анемия, хронические инфекции и т. д. Чтобы определить причину, надо обратиться к врачу и сдать анализы.
  • Если анализы в порядке, значит «виноват» хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения. А вот снять с ребенка дополнительные нагрузки вы обязаны. Не стоит совсем отказываться от кружков и секций: они вносят в жизнь разнообразие. Просто надо оставить те, что ребенку в удовольствие. И не надо пугаться, если одно увлечение сменяется другим.
  • НЕ ругайте его за не слишком, по вашему, хорошую успеваемость. Рассеянность, невнимательность — с одной стороны, естественная инстинктивная защита от перегрузок, с другой — их следствие. Рано как агрессия и сопротивление.
  • Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой. Именно физкультурой, а не спортом: катайтесь на лыжах и коньках, устраивайте велосипедные прогулки, летом плавайте.
  • Обратите серьезное внимание на питание ребенка. Старайтесь кормить его повкуснее, готовьте ему любимые блюда. Они должны содержать все необходимые ребенку компоненты и в достаточных количествах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советуем включать в ежедневный рацион ребенка:

  • Дары моря: морская рыба (пикша, камбала, морской окунь, треска), крабы, креветки, кальмары, морская капуста.

Чем полезны: содержат йод, необходимый при снижении работоспособности, успеваемости, склонности к частым заболеваниям, в том числе и хроническим; фосфор и кальций, незаменимые для костей и зубов, особенно в период роста, для предупреждения мышечной слабости.

  • Свекла, красная и белая фасоль, семечки подсолнуха и тыквенные, шпинат, горох

Чем полезны: содержат магний, незаменимый для поддержания энергообмена, укрепления нервной системы, защиты от негативных воздействий стресса.

  • Печень утиная,куриная, телячья, говяжья, изделия из муки грубого помола, курага, чернослив, сок из моркови и граната.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем полезны: содержат железо, необходимое для кроветворения, укрепления иммунной и центральной нервной систем и повышения энергетического тонуса организма.

  • Витамины и минералы. Например, витаминно-минеральный комплекс для детей от 7 лет «Витрум® Юниор».

Чем полезен: Обеспечивает суточную потребность растущего организма детей в необходимых витаминах, макро- и микроэлементах, в частности железа, меди, марганца и йода. Стимулирует умственное развитие ребенка и помогает справляться со школьными нагрузками. Увеличенная дозировка витамина С, а так же наличие компонентов-антиоксидантов оберегают от сезонных простудных и инфекционных заболеваний. в 2005 году в институте детской эндокринологии ГУ ЭНЦ РАМН витамины Витрум для детей прошли клиническое исследование у детей, больных сахарным диабетом 1 типа. По итогам исследования врачи педиатры пришли к заключению, что детские комплексы Витрум безопасны и гипоаллергенны даже у детей с большой длительностью заболевания.