Ешь и не расстраивай маму! Как сформировать у детей правильные отношения с едой
«В нашей стране детей с избыточным весом и ожирением около 20%. Это достаточно много, – говорит Елена Павловская, к. м. н., старший научный сотрудник отделения педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетологии Федерального исследовательского центра питания и биотехнологий. – И рост этих показателей довольно быстрый, так что есть риск догнать и обогнать многие страны. Главная проблема вовсе не в стройности и красоте, а в том, что это хроническое заболевание, опасное осложнениями. Здоровье ребенка и подростка с ожирением примерно равно здоровью пожилого человека, у которого есть повышенное давление, проблемы с печенью, с суставами, высокий риск развития атеросклероза».
Это лишние килограммы?
В науке существует два понятия – ожирение и избыточная масса тела. Последнее подразумевает, что проблема с весом уже есть, но избыток килограммов не очень большой и назвать это заболеванием пока нельзя. Ожирение же врачи считают болезнью. Обычно взрослым этот диагноз ставят, вычисляя индекс массы тела, который в норме не должен превышать 20–25 единиц.
У детей эти критерии не работают, а потому ВОЗ рекомендует использовать «Z-скор» индекса массы тела: показатель, который учитывает рост, вес, пол и возраст ребенка. Такие расчеты дают возможность сравнивать показатель в течение длительного времени, ведь норма веса у детей меняется. Если вам кажется, что ребенок крупнее сверстников, если на него трудно подобрать одежду, нужно обратиться к педиатру, измерить рост и вес и рассчитать показатель. Можно сделать это и самостоятельно, воспользовавшись специальной программой на сайте ВОЗ «Антро плюс».
Кто виноват?
Ожирение считается мультифакторным заболеванием, а значит, причина у него не одна. Кажется очевидным, что проблема лишнего веса должна быть вызвана нерациональным питанием, но все не так просто, поэтому, если вашему ребенку врач прописывает жесткую диету, это неактуально и неверно. Главный механизм, запускающий нарушение веса, заключается в том, что поступление в организм калорий больше, чем их расход: ребенок ест, получает энергию, но не тратит ее в нужном объеме.
Связано это с тем, что современные дети явно меньше гуляют, чем их сверстники всего 30 лет назад, они очень загружены в школах, мало двигаются – а должны бы не менее часа в день проводить в физической активности. Но, кроме этого, учитывается и длительность пребывания в сидячем положении. По этому показателю, например, дети-подростки, проводящие очень много времени сидя, – в зоне риска.
Кроме того, у современных детей выражен дефицит сна, иногда они делают домашнее задание до полуночи – это ведет к замедлению обмена веществ. И, пожалуй, главный фактор – вся среда вокруг ребенка (прежде всего его семья, а также школа, средства массовой информации) способствует появлению не лучших пищевых привычек. В магазинах легкодоступны продукты высокой энергетической ценности – с большим количеством сахара, жира, при нашем образе жизни ценится «быстрая» еда на бегу.
С экрана телевизора льется огромное количество пищевой рекламы, направленной как раз на такую восприимчивую целевую аудиторию, как дети. Совершенно неполезная еда позиционируется как полезная – это и сладкие творожки, и зерновые сладкие батончики, и особенно соки, которые даже самым здоровым детям не рекомендуются более одного стакана в день, в то время как реклама показывает, например, как целая семья пьет сок до состояния «как бы не лопнуть».
Один из принципов диетологии – умеренность, но это не подразумевает, что родителям нужно тщательно высчитывать калории в детских блюдах. Лучше убедиться в том, что у ребенка нет длинных промежутков между приемами пищи, что в семейном рационе нет постоянного, избыточного присутствия условно вредной еды, что ребенок не перекусывает сладким и имеет достаточно возможностей быть физически активным.
И отечественные, и зарубежные врачи и советуют придерживаться стратегии «5-2-1-0». 5 – это более пяти овощей и фруктов в день, 2 – не более 2 часов «экранного» времени, 1 – не менее часа двигательной активности и 0 – сладких напитков.
Бывает, что в семье с едой связаны совсем «не пищевые» вещи: вот, например, бабушка приготовила обед – и всерьез обижается, если ребенок отказывается от супа. Часто именно старшее поколение, прошедшее через непростые и дефицитные времена, предпочитает «любить детей едой» и уверено, что здоровый ребенок – это плотно накормленный ребенок. Обычный прием пищи может стать настоящим полем битвы, а силы при этом неравны.
Как сформировать правильное пищевое поведение?
Важно создать правильные пищевые стереотипы, причем это нужно не для ребенка, а для всей семьи. Например, стоит начать с принятых дома способов приготовления пищи: риск ожирения повышается при жарке, большом количестве копченых продуктов, мясных деликатесов, масштабной любви к соленому. С появлением ребенка родителям нужно пересмотреть свои пищевые привычки и убрать избыток соли, сахара и жира. Тем более, что в нашей стране и так едят больше соли, чем во многих других. Важно помнить: в области питания, как и в других областях, ребенок ориентируется не на то, что мы ему говорим, а на то, что делаем.
В первые годы жизни стоит приучить ребенка к разнообразному питанию. Важно предлагать пробовать разное и не пугаться, если ребенок от чего-то отказывается – новый продукт в первые три года жизни можно предлагать до 10–15 раз, при этом делать это необходимо бесконфликтно и спокойно. С первого раза далеко не все дети соглашаются есть новое, им нужно познакомиться с продуктом, привыкнуть к нему. Не стоит волноваться, если ребенок ест избирательно, ограничивается определенным набором блюд: следите за балансом белков, углеводов и клетчатки (овощи и фрукты), и обязательно предлагайте ему выбор. Он не стремится вам досадить своей избирательностью, просто он медленнее, чем другие дети, привыкает к новому.
Считается, что обязательным в детском возрасте должен быть завтрак, желательно горячий. Это не обязательно каша, а любые медленные углеводы и белок. Чем более жесткие правила и ограничения устанавливают по питанию для ребенка взрослые, тем больше риск, что он бросится нарушать эти правила, как только подрастет и получит такую возможность. Питание детей реально контролировать примерно до 10– 12 лет, дальше делать это становится сложнее. Так что пусть к этому возрасту у ребенка уже сформируется представление о том, как выбирать продукты, какой должен быть завтрак, какой ужин, что можно есть каждый день, а что – изредка. Важно, что такое знание формируется не за счет установления жестких границ извне, а за счет определенного образа жизни семьи и опыта самого ребенка.
Нет смысла разделять еду на абсолютно полезную и абсолютно вредную. Просто надо понимать, что существуют продукты ежедневные, есть праздничные блюда, а есть чипсы, сухарики – продукты, легко вызывающие избыточный вес. И, разумеется, важно не придавать пище «непищевых» свойств – еда не должна быть способом манипуляций ребенком. Это не награда и не наказание, а аппетит или его отсутствие – не выражение его любви и уважения к близким. Привычные схемы «конфета от расстройства», «фастфуд за пятерку» – худший способ сформировать пищевое поведение. Еда – это просто еда, такой принятый у людей способ утолить голод и чувствовать себя бодрым, и ее точно нельзя лишать за проступки или выдавать как поощрение. Ведь таким образом мы изменяем ценность еды в глазах ребенка, превращая ее в самоцель.
В результате неправильно сформированного отношения подрастающий человек превращает пищу в защищающий от стресса фактор. Скрытые депрессии, психологические состояния, связанные с резкими перепадами настроения, – все это может не осознаваться ни самим ребенком, ни находящимися с ним рядом взрослыми и сопровождаться перееданием.
Таким образом любимыми продуктами ребенок пытается компенсировать свои проблемы, в то время как можно попробовать вместе разобраться в том, что его беспокоит, пугает, вызывает тревогу. Поговорить об этом, спросить, что он сейчас чувствует, предположить, что могло его расстроить, и предложить другие способы с этим справиться – пообниматься с мамой, почитать книжку, сходить на прогулку. Иногда стоит обратиться к психологу, чтобы найти причину тревоги и устранить ее.
Что делать с малоежкой?
Людмила Волкова
к. м. н., ассистент кафедры диетологии и нутрициологии РМАНПО
Для начала понять, почему ребенок не хочет есть. Здоровый, активный, имеющий возможность двигаться – обязательно есть захочет. Обратите внимание на режим питания: перерыв между приемами пищи у дошкольников должен составлять 3–3,5 часа, между завтраком, обедом, полдником и ужином не должно быть «перекусов» в виде конфет, сладких напитков или соков.
- Пищевые предпочтения в еде у детей обычно связаны либо с консистенцией пищи, либо с определенными ритуалами – еда в компании, с гаджетами, в определенном месте. Может, ребенок больше любит хрустящие продукты и не любит желеобразную консистенцию или ест блюда определенной формы – пусть будет больше еды, которая ему нравится. те же овощи могут присутствовать в рационе и свежими, и отварными, и тушеными, в виде салатов, рагу, овощных супов.
- Для улучшения вкуса можно и нужно использовать неострые специи, а делать блюдо более сладким можно и без сахара, добавив фруктового пюре.
- Если кажется, что ребенок слишком мало ест, присмотритесь к объему порций. В день дошкольник получает около 1700–2000 г продуктов, включая напитки: завтрак около 450–500 г, второй завтрак – 200–250 г, обед – 600 г, полдник – 200–250 г, ужин – 450–500 г. На второй завтрак или полдник можно предложить ребенку обогащенные витаминами и минеральными веществами детские кисломолочные продукты.
- Насильно кормить ребенка, шантажировать или слишком эмоционально уговаривать, создавать вокруг еды лишнее напряжение, конечно, не стоит – ест он не для того, чтобы вас порадовать. Но можно и нужно договариваться. Двигайтесь маленькими шажками, будьте терпеливы и готовы к тому, что ребенок может капризничать, не сердитесь. Создавайте эмоциональное подкрепление: купите красивую посуду по его выбору, обязательно вовлеките ребенка в процесс приготовления пищи – это интересно, пусть помогает накрывать на стол. Один из самых оптимальных способов заинтересовать ребенка определенной едой – есть ее всей семьей, тогда это просто становится привычкой: если мама и папа не любят и не едят кашу, не стоит удивляться, что малыш от нее отказывается.
- Еда – это отдельное дело, которому необходимо уделить время. А развлечения в виде просмотра мультиков, чтения книг или что-то еще – это другое дело. И первое, и второе должно приносить удовольствие, поэтому не стоит смешивать эти два занятия. Эта хорошая привычка пригодится не только дошкольнику, но и родителям.