Бенджамин Спок: как один педиатр избавил от чувства вины целое поколение матерей
В 1946 году в Америке вышел свежий учебник для матерей: «Уход за младенцами и малышами» авторства некоего доктора Спока. Книга моментально стала бестселлером. Во-первых, учебники для женщин по самым разным аспектам роли жены и матери вообще стали очень популярны после войны. Во-вторых, дело было, конечно, в том, как Спок обращался к матери и как он смотрел на детей.
Надо понимать, как круто развернулась жизнь американской (да и не только) женщины в 1945 году, когда закончилась Вторая Мировая война и мужчины массово вернулись на родину. За годы войны женщины успели привыкнуть к возможности управлять своей жизнью, быть финансово независимыми, строить карьерный рост — ведь именно они заняли рабочие места ушедших мужчин, предотвратив тем самым экономический коллапс. И мужчины, и правительство ожидали, что замена эта — временная и с первыми же мирными днями женщины массово устремятся домой, к плите и современным эффективным чистящим средствам.
В реальности женщины вовсе не стремились обратно сузить свой мирок до размеров домика или квартиры, и мало того, что конкурировали с мужчинами в профессии (и за рабочие места), так ещё и делали это порой качественнее: ведь в годы войны они наращивали квалификацию, а не теряли её. Притом все они обладали гражданскими правами и в приказном порядке заставить их уйти с работы было невозможно. Тогда американское общество перешло к такому проверенному способу регуляции поведения в сторону ограничения, как задирание планки, повышенные требования и навязывание чувства вины. У женщины просто не должно было оставаться сил и времени на работу.
Статьи в популярных журналах требовали от матерей того, что от них не требовалось в предыдущих поколениях: быть не просто хорошей матерью, а идеальной, умеющей поймать любой смутный сигнал от ребёнка и немедленно устранить любое его недовольство; быть матерью, не имеющей права на ошибку в воспитательном процессе, на банальную усталость и злость. Авторы статей разговаривали с матерями свысока, с позиции «всякая мать глупа и только врач спасёт её дитя от неправильного ухода и воспитания».
Спок со своим лозунгом «доверьтесь родительскому инстинкту» и уговорами не слишком отравлять себя чувством вины заметно отличался от своих коллег, в то же время позволяя почувствовать, что ты — достаточно хорошая мать, ведь ты растишь ребёнка по учебнику от врача.
Некоторые советы Спока, однако, со временем были признаны вредными, самого Спока уже через пару десятков лет стали обвинять в жестокости позиции к детям и навязывании этой жестокости матерям, а некоторые его предположения и предложения критика более гуманной эпохи высмеяла не раз.
Ошибки знаменитого доктора
Среди рекомендаций от Спока был совет укладывать ребёнка спать не на спинку, а на живот — мол, это предотвратит внезапную младенческую смерть от резкой остановки дыхания. Позже исследования показали, что как раз сон на животе увеличивает риск, так что некоторое количество детей умерли, вероятно, именно благодаря рекомендациям Спока. Это очень огорчило доктора — он до исследований и их публикации дожил.
Сейчас ВОЗ признаёт связь между формированием иммунитета и питанием в первые месяцы жизни материнским молоком. Но прежде, чем считать советы Спока вредительством, стоит вспомнить, что часть его читательниц потеряли хорошую работу (отданную мужчине) и потеряли кормильца (вскоре после возвращения мужчины стали массово заводить себе новую жизнь — и новые семьи, что, вероятно, как-то могут объяснить психологи) — от недоедания у многих женщин пропадало молоко, а консультанток, специальных чаёв, молокоотсосов (для взаимопомощи) тогда не было.
Стоит также понимать, что в США нет декретных отпусков, и перевод ребёнка (быстро рождённого во время обычного отпуска и накопленных отгулов) на искусственное питание был для многих женщин единственным способом удержать за собой рабочее место в условиях резко повысившейся конкуренции. В то же время, не было никаких исследований о точном действии материнского молока (или его отсутствия) на ребёнка в первые месяцы жизни.
Спок рекомендовал родителям игнорировать (хотя бы некоторое время) плач ребёнка, достигшего трёх месяцев, в часы, когда он должен спать — чтобы он приучился спать самостоятельно. Он также рекомендовал после трёх месяцев не брать ребёнка на ручки слишком часто — чтобы не разбаловать. Исследования, которых не было во времена Спока, показали, что для формирования чувства безопасности, эмпатии, снижения болевых ощущений ребёнку очень важен контакт с родителем.
Но, прежде чем ужасаться, вспомните, что тот же Спок рекомендовал матери прислушиваться в себе — так что большинство матерей между наукой и инстинктом спокойно выбирали инстинкт и говорили себе «в этот раз я его немного поукачиваю» или «мой ребёнок немного отличается от других, он особенно ранимый, так что я буду его успокаивать».
Спок рекомендовал начинать прикорм с апельсинового сока, опираясь на мнение своих старших коллег-педиатров. Особая польза апельсинового сока была популярным заблуждением, частично связанным с массовой рекламной кампанией от производителей апельсинов и частично — с верой в особенную чудодейственность витамина С. На самом деле фруктовый сок, да ещё с таким количеством кислоты, раздражает желудок ребёнка; но вряд ли мамы, обнаруживавшие, что ребёнок после сока плачет, продолжали мотать себе нервы, вливая сок в малыша. Многие наверняка говорили, что «именно мой» сока не переносит — особенно те, что пытались поить ребёнка не по строгим авторитарного тона статьям из журналов, а по книге, в которой повторялось «в конце концов, своего ребёнка вы знаете лучше любого другого человека на свете, доверьтесь себе».
Находки доктора Спока
Тем не менее, несмотря на ошибочные советы, при попытке следовать которым многие мамы мучились, пока не бросили это гиблое дело, Спок высказал много мыслей, которые сейчас в педагогике считаются аксиомами. Например, идея, что ребёнок — не черновик человека, а непосредственно человек. Все люди меняются с возрастом, но у взрослых это называется «набираться опыта» и «менять взгляды», а у детей — «становиться человеком». Не очень справедливо!
Спок, один из первых, после одержимости стандартизацией, которая охватила мир в двадцатые-сороковые годы и была перенесена в том числе на почву педагогики, заговорил об уникальности каждого ребёнка, каждой матери, каждой семьи, о необходимости — да, режима, но гибкого, о необходимости — да, правил, но приспособленных к жизни каждой семьи с учётом её быта и её нужд. Он напоминал, что ребёнок так же приспосабливается к своим родителям, как и они к нему, и многое им прощает, когда получает главное — любовь и заботу.
Спок призывал не создавать малышу оранжерейных условий, не закрывать его бесконечно не просто от мира, а даже от близких родственников — это во времена господства идеи, что каждый взрослый, даже очень близкий ребёнку, заразен и потому опасен для малыша. Призывал не кутать и безбоязненно брать на руки (по крайней мере, в первые три месяца). Спок открыто признал, что мать может испытать отчаяние, злость и даже впасть в депрессию, и это нормально, это не делает её монстром и не превращает само по себе ситуацию в безнадёжную.
Доктор советовал не наказывать детей за «невзрослые поступки», если они ни для кого не опасны, и давать им играть даже в странные игры, которые выглядят как раскладывание пуговиц по всем коридорам. Споку был очень неблизок популярный тренд «дом должен всегда быть как с картинки». Он считал, что в доме, скорее, всем должно быть психологически уютно. Включая таких «незначительных» персонажей, как мать и ребёнок.
Спок предлагал отличный набор советов, как успокоить плачущего ребёнка, не потакая его капризам (если ты считаешь это капризами), но и не прибегая к насилию (это в годы, когда на любое неугодное движение ребёнка можно было спокойно его отшлёпать). Кроме обычных хитростей, среди советов был и такой современный, как проговорить причину, по которой малыш расстроился, и признать его чувства.
Высказанная доктором мысль, что дети могут сами выбирать себе прикорм из предложенного и имеют право отказываться от него, тогда казалась почти кощунственной. Повторяющиеся призывы не беспокоится, если ребёнок чуть позже начал садиться или говорить, если он явно здоров — смелыми и новаторскими. Предположение, что постоянная тревожность из-за необходимости соответствовать тысяче навязанных медициной и обществом требований часто приносит больше вреда, чем игнорирование некоторых требований из-за того, что они явно не подходят конкретному ребёнку — антиобщественным.
Спока не только за его отношение к матери и ребёнку объявляли образцом антиобщественности. В шестидесятые он примкнул к движению против войны во Вьетнаме, заявив, что рожают и воспитывают детей не для того, чтобы потом бросать их заживо гореть. Его даже пытались за это судить. Протестовал он и против Холодной войны. Может быть, Спок был действительно не во всём прав, но он очень старался, и вместо того, чтобы тешить своё эго, поучая женщин, он старался улучшить их жизнь.
Фото: Getty images