«Пойду выкину развивающий коврик»: что мамы на самом деле думают о гонке знаний и умений
В какую сумму мне обходятся развивашки? Посчитаем!
Если у каких-то родителей нет мысли улучшить ребенка, это исправят медсестра из поликлиники, соцсети и мамы с детской площадки. У них уже наготове таблицы набора веса, телефон хорошего массажиста, карточки для запуска речи и примеры, кто что умел на второй неделе жизни. Поскольку в первые месяцы жизни младенца думать о чем-то, кроме него самого, сложно, молодых родителей быстро затягивает в омут размышлений об «успехах» и «неуспехах» ребенка.
И тут их, тепленьких, подхватывает индустрия развивашек — книг, пособий, курсов, специалистов, мультфильмов, детских садов, которые строятся на единственной идее: раннее развитие. С ребенком нужно заниматься! Сам он не справится! Пусть он пока слабо видит, но черно-белый мобиль над кроваткой очень полезен для мозга! После трех уже поздно! Чего сидишь с немытой головой, хотя бы на грудничковое плавание ребенка запиши!
Я не смогла найти точную цифру, сколько миллиардов родители тратят на товары с пометочкой «развивающий», но лично меня бодрят даже собственные расходы. По грубым прикидкам в личном кабинете маркетплейса, за последние полгода, с января по июнь 2024-го, на экологичные деревянные пазлы, тетради Кумон, книги на интересные дочерям темы, наклейки-головоломки, съедобные краски, карточки с английскими словами, игровые прописи и прочие необходимейшие с тремя детьми вещи я потратила плюс-минус 75 000 рублей. Получается в среднем 4000 руб. в месяц на каждого дошкольника — и это не считая оплаты детского сада и кружков, Монтессори-няни для младшей, индивидуальных занятий музыкой, спектаклей и прочих трат на развитие во всех смыслах дорогих чад.
На первом месте, разумеется, будет тревога. Жизнь стала такая непредсказуемая, все вертится с ног на голову и обратно буквально каждый день, а наши милые деточки совсем беспомощны в этом бушующем мире! А значит что? Правильно, пока можем, мы, родители, обязаны впихнуть в своих девочек и мальчиков как можно больше знаний и умений. Тут как раз милая тетя из запрещенной сети говорит, что интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, а на мозг никаких денег не жалко. Тем более что разноцветный кинетический песок такой красивый, не то что придорожная пыль в нашем детстве!
Тревога за будущее, как всякая тревога, заставляет нас, взрослых людей, метаться и совершать кучу бессмысленных движений. То мы наслушаемся про силу шахмат и ведем детей к гроссмейстеру, то поверим в нейробику, то позавидуем, что ребенок подруги стоит на сноуборде с 9 месяцев, — и уже тащим своего на край города, чтобы тоже держался на снегу. Все кажется таким важным и таким нужным!
Одна моя подруга вспоминает, что с момента появления ребенка буквально жила в машине. Они с сыном постоянно перемещались по городу — из бассейна к логопеду, из музыкалки на лего-конструирование. Все рабочие вопросы и личные дела она делала в авто или пока ждала ребенка с занятий. Сейчас мальчику тринадцать: он имел крайне загруженное детство, попробовал все, бывал на всех континентах — но в итоге из всех занятий предпочитает сидеть в своей комнате и играть на телефоне.
Вторая причина, по которой индустрия товаров для развития (еле удержалась, чтобы не поставить кавычки) из года в год показывает рост, — это вина. Будем честными: уделять детям так много времени и внимания, как советуют педагоги и психологи, среднестатистические мамы и папы просто не могут. Если собрать все рекомендации специалистов и постараться вместить их в обычный 24-часовой день, времени на «просто жить» не останется. Два-три часа вы гуляли, потом напрягали мозг лабиринтами, а руки — лепкой и аппликацией, потом тренировали эмоциональный интеллект, после нужна социализация. Не забудем про качественный дневной сон, здоровую еду без мультиков, освоение бытовых навыков (уже купили башню помощника, признавайтесь?) — и вуаля: взрослым не то что работать, в туалет сходить некогда.
Единственный способ не чувствовать себя родителями, которые думают только о своем будущем, — делегировать развитие детей кому-то третьему: красивому пазлу, спецу по скорочтению, мультфильму об устройстве Вселенной. С ними как-то спокойнее.
А что в реальности? Попробую назвать вещи своими именами.
Развивашки — это чаще всего профанация
В моем дипломе написано, что я преподаватель русского языка, поэтому буду говорить как эксперт. Обучение чему-либо неэффективно, если нет отработанной методики и регулярности ее использования. Но когда я сама покупаю детям журналы с заданиями, или крутую настолку, или кубики для конструирования слов, я больше всего хочу, чтобы они занимались этим сами, без меня. Я уже вложилась, пока выбирала и покупала, теперь можно я займусь своими делами, а вы вклеите нужные буквы в правильные места?
Нет, конечно, это не сработает: сами дети в лучшем случае сделают какие-то интересные задания, а потом пособие за 400 рублей будет просто где-то валяться. Вторая проблема — во всех занятиях нужна системность. Но и наши дети, и мы сами совсем не склонны садиться за стол в определенное время и весело, без тягомотины обсуждать какую-то науку, а потом переключаться на другие дела. Возможно, с одним ребенком это еще работало, но с тремя я и «Курочку Рябу» не могу дочитать до конца за один прием — раз пять отвлечешься.
Но есть же выход — водить детей на кружки и занятия к профессионалам! Звучит отлично, я и сама так делаю. Но из условных 10 кружков наличие какой-то методики и системности я вижу в трех-четырех.
Развивашки — это почти бесполезно
Когда я была маленькой, все говорили про семью Никитиных — взрослые там были помешаны на раннем развитии, и их дети действительно знали химию и геометрию еще до школы. Последователей этой методики воспитания и обучения было много, и сейчас есть, но покажите нам, чего особенного достигли их дети? Мне проще быстро накидать примеров своих знакомых и мировых звезд, которые с трудом закончили школу и не прочитали за жизнь и 10 книг, но отличаются предприимчивостью, многими талантами и способностью управлять своей жизнью. Я, например, в музыкалке училась, высшее образование получила, знаю языки — но таким похвастаться не могу.
Кажется, к самой идее ускоренного развития надо относиться как к бредовой. Это машину можно заставить ехать быстрее, и то есть предел. А можно ли научить ребенка ходить в пять месяцев? Конечно нет — его телу нужно достаточно укрепиться для этого. То же самое со многими знаниями и умениями.
Как говорит наш классный педиатр, ты можешь потратить кучу времени и усилий, чтобы ребенок писал в горшок чуть ли не с рождения. Но это станет его потребностью и навыком, только когда созреет мозг — то есть примерно к двум годам. Хочется быстрее? Да, очень! Но, увы, у человека есть физиологические ограничения. То же самое объяснял мне преподаватель но шахматам. Он может взяться учить трёхлетку и несколько лет объяснять ему базовые вещи. А в 6-7 научить азам можно за несколько занятий. Чувствуете экономический смысл этого предложения?
Развивашки — это источник стресса
Мало того, что бесконечные кружки — это дорого и с большой натяжкой эффективно, развивающие занятия — это еще нехилый источник стресса для всей семьи. Хотелки у детей и родителей часто не совпадают — готов повод для конфликта, а в будущем — и для психотерапии. Возить, встречать, забирать и контролировать надо? Изволь отменить свою взрослую жизнь или демонстрировать чудеса менеджмента. Но самое главное — наши бедные дети лишены счастья бить палкой по луже, самим искать себе развлечения, ковыряться в носу и наблюдать за миром. Мне кажется, это именно то, что мешает им стать гениями. Пойду выкину развивающий коврик.