Как принимали роды греки и ацтеки, и у кого получалось лучше?
Ацтеки: каждая женщина сражается, и не раз
Империя ацтеков много сражалась, и воины были одной из главных ценностей для неё. Именно через призму необходимости постоянного пополнения армии рассматривалась и роль матери. Женщина — это источник новых воинов или других женщин, рожающих воинов. Поэтому родовые схватки у ацтеков сопоставляли со схваткой боевой, и считалось, что женщина за каждого своего ребёнка сражается, приводя его в новый мир подобно тому, как отважный боец приводит на родину пленного. Погибшая в родах чествовалась так же, как павший в сражении, а во время самих родов женщину ободряли, называя её орлицей, героиней, воительницей, ягуаром.
Чтобы женщины не боялись родов, им обещали в случае смерти славную участь: стать одной из малых богинь. Тело умерших в родах хоронили с почестями. По пути на кладбище вдовец и его друзья шли вооружённые и отбивались от мальчиков-подростков. По поверьям ацтеков, один из пальцев роженицы, прибитый на щит, давал воинскую удачу, так что отбиваться от желающих получить его приходилось не на шутку. Потом ещё четыре дня могилу охраняли; после этого палец уже не годился для засушивания и использования.
Роженицам покровительствовала Сиуакоатль, богиня с именем Женщина-змея. Она была также богиней бань, где, ради стерильности, принимали роды (ацтеки вообще были очень внимательны к санитарии и гигиене). Это в её свиту входили умершие роженицы; но, помимо непосредственных обязанностей, они после смерти ещё устраивали гадости — выходили ночами на перекрёстки дорог, чтобы склонить путника к супружеской измене и похитить его разум. Иногда они похищали и детей. Похоже, ацтеки не очень верили, что роженицы умирают счастливыми. О том же говорит факт, что при сложных родах повивальные бабки предпочитали умертвить и извлечь плод по частям, но сохранить жизнь женщине.
Для облегчения боли и прилива сил повитухи поили роженицу специальными отварами (воинам на поле боя тоже были не чужды вспомогательные вещества). После родов её силы поддерживали какао — священным и целебным для ацтеков напитком, и для лучшей лактации давали специальный чай. Ни одна роженица не должна была горевать над своим ребёнком, так что даже у рабыни от раба он рождался свободным (и готовым вступить через много лет в ряды императорской армии, если пол подходил для этого).
На самом деле, отношение ацтеков к роженицам уникально среди народов-милитаристов. У инков и чукч, не менее воинственных, высоко ценилась природная выносливость и стоицизм, и женщины должны были рожать без помощи, слёз и жалоб, никто не утешал их, не подбадривал и тем более не вознаграждал (а чашка какао равноценна боевой медали).
Египтяне: страна врачей, Греция: страна философов
В Древнем Египте было очень развито медицинское ремесло, ему активно обучали и постоянно продвигали вперёд (развито было, например, протезирование!), а положение женщины было примерно равно положению мужчины, несмотря на гендерное разделение во многих сферах. Всё это повлияло на систему родовспоможения. Повивальные бабки были хорошо обучены и доступны почти всем слоям общества, и никому не приходило в голову считать страдания рожениц несерьёзными только потому, что «все рожают». Хотя, конечно, в плане гигиены египтяне отставали от ацтеков.
Повивальные бабки работали и в этих домах, и при храмах, и сами по себе. В их арсенале были обезболивание, лекарства для усиления схваток при слабой родовой деятельности, средства (эффективность которых сейчас трудно проверить) для определения беременности и пола будущего ребёнка. Сам процесс проходил также сидя, с гораздо большим количеством религиозных ритуалов, чем у ацтеков. Перед родами все волосы на теле, включая голову, сбривались.
Все акушерки были женщинами, для мужчин работа считалась слишком опасной и слишком нечистой одновременно. Кроме акушерки, в родах, как считалось, помогала богиня Таурт, похожая на беременную бегемотиху с головой львицы. Не очень красиво, но символично: бегемоты — могучие животные, львицы — отважные.
Всю историю Древнего Египта врачи уделяли внимание изучению женских болезней, беременности, родов и осложнений после родов — и, конечно, помощи во всех изученных случаях. Для сравнения, древнегреческая медицина к женщине относилась куда пренебрежительнее и лечили женщину зачастую из неких умозрительных представлений о её нечистой природе, а не опираясь на практику и наблюдения.
Поскольку женщины в Древней Греции не допускались к медицине, а мужчинам нельзя было трогать чужих жён и сестёр, то помощь оказывалась очень специфически: глазами и руками врача была какая-нибудь пожилая женщина, а он размышлял над тем, что она ему говорит, и передавал свои распоряжения, не имея возможности проверить, как она их выполняет. Самым любимым средством гинекологов было введение во влагалище пессариев — продолговатых предметов — для того, чтобы прижать к матке что угодно, что, по философии, а не наблюдениям, должно было справиться с болезнью.
Порой этой было нечто очень раздражающее слизистую. Женщина должна была терпеть — что она понимает в медицине! Сами пессарии также часто имели размеры, скорее интересующие психоаналитиков, чем медицинские — словно самым важным для древнегреческих врачей было хоть что-то, да засунуть в женщину.
По счастью, родами занимались не врачи, а повитухи. И, кстати, абортами на ранних сроках беременности — это было запрещено, только когда эмбрион начинал походить на ребёнка. Поскольку опыт акушерок никому не был интересен, никто не знает точно, какими средствами они пользовались. Если рожалась девочка, египтяне устраивали праздник, такой же, как для мальчика — но греки, как правило, упрекали женщину в том, что она как-нибудь неправильно вела себя, и вследствие этого плод недоразвился. Они без шуток считали, что девочка — это «недоделанный» мальчик.