Не только Гайдай: забытые советские комедии, которые точно стоит пересмотреть
«Подкидыш», 1939 год
«Муля, не нервируй меня!» Кто не помнит эту фразу Фаины Раневской? Однако сам фильм, где эта фраза впервые прозвучала, вы, возможно и не видели. Эта фраза — импровизация актрисы: Раневская произнесла её в паузе между дублями. Творческой группе фраза показалась удачной и её включили в фильм.
Вам точно стоит посмотреть эту замечательную комедию, снятую по сценарию Рины Зелёной и Агнии Барто, о приключениях пятилетней Наташи, которая ушла из дома и потерялась в огромной Москве. Кстати, звёздные сценаристки на тот момент были новичками в плане написания литературно-драматургического материала для кино, но несмотря на это их работа была принята на «Мосфильме» в первом же варианте, без единой правки.
Фразы из фильма «Подкидыш» давно растащили на цитаты: «Нужно сначала знать, как обращаться с микробами, а затем уже брать на воспитание детей». Или: «У нас вот так вот как раз в 57-й квартире старушка одна тоже зашла, попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися — пианины нет!»
В годы Великой Отечественной негатив фильма был утрачен, спасла «Подкидыш» сохранившаяся в Госфильмофонде СССР позитивная копия. В 1988 году оригинальная версия картины была отреставрирована. Одно время эта картина активно транслировалась по ТВ, но сейчас её как-то подзабыли. Очень даже зря. Замечательный фильм.
«Весна», 1947 год
Ещё один незаслуженно забытый фильм. Эту комедию стоит посмотреть хотя бы потому, что «Весна» считается одним из первых советских фильмов со спецэффектами. Режиссёр Григорий Александров снял в главной роли (вернее — в главных ролях, учёной и актрисы) свою жену, Любовь Орлову. Интересно, что играть молодых профессора Никитину и актрису Шатрову Любови Орловой пришлось в возрасте 44 лет. Для того, чтобы скрыть возраст актрисы, режиссёр снимал жену только с определённых ракурсов, с которых она выглядела моложе, используя мягкую подсветку снизу.
Кроме того, героинь Орловой нужно было каким-то чудом разместить в одном кадре, с учётом того, что играла их одна актриса. Как это сделали? Половину камеры закрывали заслонкой, актриса играла сцену. Затем плёнку перематывали назад, переставляя заслонку и Любовь Орлова снималась с другой стороны кадра в новом гриме и костюме.
Наверное самые смешные кадры в фильме — с участием Фаины Раневской, которая здесь снялась в роли Маргариты Львовны — экономки профессора Ирины Никитиной. После того, как комедия вышла в прокат, за первый месяц её посмотрело 18 миллионов зрителей СССР и Чехословакии, а многие другие страны закупили фильм для своего проката. На Венецианском кинофестивале фильм получил награду за лучший сценарий.
«Приходите завтра», 1962 год
Сценарий этого смешного, трогательного и доброго фильма актёр и режиссёр Евгений Ташков написал вместе со своей женой, актрисой Екатериной Савиновой. Екатерина давно мечтала создать автобиографическую киноисторию о девушке из села, которая приехала в Москву «поступать на "артистку". Как и Фрося, Екатерина приехала в столицу из сибирского села и опоздала на вступительные экзамены в ВГИК. Кстати, все песни в фильме актриса исполняла сама. Когда Екатерина играла юную абитуриентку, ей уже исполнилось 34 года. Во время съёмок у актрисы диагностировали бруцеллёз, из-за чего работы над фильмом были остановлены почти на год.
Фильм «Приходите завтра» чуть не попал в разряд картин, лежащих «на полке» годами. Когда уже был отснят материал, на Одесскую киностудию из Москвы приехали два чиновника от кино. Посмотрев картину они потребовали остановить работу над ней, назвав её «безобразием», а после просмотра готового материала худсовет вообще собирался запретить фильм. Всё дело было в сцене, где Анатолий Папанов в роли скульптора Николая Васильевича якобы разбил маску Карла Маркса. Только через четыре месяца удалось переубедить чиновников не закрывать фильм: столько денег потрачено, да и вообще, это была маска не Маркса, а Герцена...
«Зайчик», 1965 год
Этот полузабытый советский фильм в своё время был одним из лидеров проката — его посмотрели 25 миллионов зрителей! Ещё один важный момент: комедия «Зайчик» стала режиссёрским дебютом Леонида Быкова. Он в этой картине и актёр и режиссёр одновременно.
Герой фильма, скромный и робкий театральный гримёр Лев Зайчик (забавное сочетание имени и фамилии) неожиданно для себя узнаёт, что ему осталось жить лишь месяц. А посему решает переквалифицироваться сЗайчика на Льва и прожить оставшиеся дни так, чтобы не было мучительно больно. Он становится смелым, настойчивым, защищает людей от несправедливости и приходит на помощь. Есть мнение, что Лев Зайчик — в некотором роде автобиографическая фигура для Леонида Быкова. Так это или нет, решайте сами, а фильм точно стоит посмотреть, он смешной и добрый.
«Его звали Роберт», 1967 год
А вы знали, что у «Приключений Электроника» был фильм-протагонист? Фантастическая комедия «Его звали Роберт» тоже — о взаимоотношениях человека с его двойником-роботом. А также о том, как роботу приходится примерять на себя роль человека.
Смотреть картину можно только ради одного звёздного состава: Олег Стриженов, Марианна Вертинская, Михаил Пуговкин и Марсель Марсо. Этот очень красивый, смешной и немного грустный фильм получил премию «Золотой шар» на фестивале фантастических фильмов в Милане в 1969 году, а Олег Стриженов удостоился приза за лучшую мужскую роль в Триесте.
«Мой нежно любимый детектив», 1986 год
Эта «женская» версия Шерлока Холмса как-то потерялась на фоне известного цикла советских многосерийных телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным. Странно, что этот, замечательный и смешной фильм не стал особо известным. А ведь авторы сценария этой картины — наши писатели-сатирики Григорий Горин и Аркадий Хайт. Это может служить гарантией того, что в фильме обязательно будут умные и ироничные шутки. Добавим к этому прекрасных артистов: Екатерину Васильеву, Валентина Гафта, Валентину Талызину и получим тот самый коктейль, который точно гарантирует качество комедии.
«Неисправимый лгун», 1973 год
«Неисправимый лгун. Правдивая сказка с хорошим концом» режиссёра Виллена Азарова — точно вам подойдёт для того, чтобы хорошо провести вечер, если вы испытываете ностальгию по советским временам. История доброго и отзывчивого парикмахера, которого все считают лгуном, потому что он каждый раз придумывает небылицы, оправдываясь за свои опоздания, вас точно насмешит. То его позовут на обед с эмиром Бурухтании, то он попадает под машину, которую ведёт Эдита Пьеха, то спасает с проезжей части мяч, после чего его обливает водой автополивщик... В общем, готовили человека на повышение, да после его сказок передумали...
Включите комедию, для того, чтобы посмотреть на великолепную игру актёров Георгия Вицина и Владимира Этуша. А ещё — ради того, чтобы лишний раз напомнить себе, что правда иногда выглядит более фантастической, чем вымысел. Согласитесь, это вдохновляет.