«Мадам МиГ»: 7 фактов о Марине Попович, легендарном советском лётчике-испытателе
1. Не скрипка, а небо
Отец Марины сплавлял плоты по Западной Двине, а по призванию был скрипачом, он сам делал скрипки в свободное время. Дядя играл на баяне. С детства родственники были уверены, что будущее девочки — музыка, однако она выбрала небо.
2. Выросла ради мечты
Правда, были препятствия на пути к мечте. Одно из главных: рост 16-летней Марины был всего 150 сантиметров. Лётчица вспоминала: «Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла, то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать».
3. Прибавила себе 6 лет
Но и это ещё было не всё. В то время в авиацию женщин практически не брали, несмотря на то, что в годы Великой Отечественной они активно летали. Нужно было буквально пробиваться, записываясь на приём к руководителям высшего звена. К тому же, как мы помним, Марина была ещё и слишком юна, поэтому будущая лётчица прибавила себе лишних 6 лет. Она попала на приём к заместителю Председателя Совета министров СССР Клименту Ворошилову и получила разрешение на зачисление в новосибирский авиационный техникум.
Позже её спрашивали журналисты: неужели тогда так легко было обмануть с возрастом? Марина Попович отвечала: «Я же с оккупированной территории. Сама вписала в эвакуационный лист годы. И лишь когда перешла в боевую авиацию, испытывать секретные МИГи, из штаба направили запрос в Смоленск. Там все серьёзно было. В храме нашли бумаги о крещении, представляете? Выяснилось, что родилась я не 20 июля 1931 года, как писала в анкете, а 7 июля 37-го. И не Мария я, а Марина. Но простили командиры, махнули рукой. У меня уже много заслуг к тому времени было».
4. Подарила будущему мужу ромашки
Первым мужем Марины стал будущий космонавт СССР Павел Попович. В одном из интервью лётчица рассказывала о первом свидании: «Он пришел весь отутюженный, этакий бравый курсант. Но самое интересное, что цветы (это были ромашки) на свидание принесла я, а не он. Павел был настолько растроган, что потом засушил эти ромашки и взял с собой в космический полет вместе с моей фотографией, фотографиями детей и портретом юного Ленина».
В 1955 году Марина вышла замуж за Павла, в браке они прожили 30 лет. Однако не всё было просто у этой пары. Павел — всесоюзная звезда. Марина — не меньшая. Сколько девочек мечтало повторить карьеру самый известной в СССР лётчицы! Марина говорила, что муж ревновал к её достижениям. В конце 70-х супруги развелись.
Во второй раз замуж Марина вышла через несколько десятков лет, в 2012 году, за Бориса Жихорева, лётчика военной авиации, генерала-майора в отставке. Правда, отношения отношения с ним у Попович начались еще в 1984 году, но лётчица стеснялась, что муж — моложе её...
5. Хотела лететь в космос
Марина Попович мечтала не только о земном небе. Она хотела полететь в космос. В 1962 году она приняла участие в первом отборе женщин-кандидатов в космонавты. Но после медицинского обследования в составе второй группы космонавтов, в отряд её не взяли... Кстати, с Валентиной Терешковой, первой в мире женщиной-космонавтом, Марина позже жила на одной лестничной клетке в Звёздном городке.
6. «Мадам МиГ»
Но, благодаря своему упорству и фанатичной любви к небу, Марина стала не менее известной в СССР женщиной-покорительницей неба. На её счету 102 рекорда! Так, в 1964 году она стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. Это она — первой из советских женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. После чего западные СМИ назвали её — «мадам МиГ». Марина Попович освоила 40 типов самолетов и вертолетов, сумма её налетных часов — 5,6 тысяч. При этом летала она практически на всех типах самолетов и была единственной женщиной, которая пилотировала гигант Ан-22 «Антей».
7. На попутном ветре без топлива
Именно на этом гиганте Марина Попович совершила в 1967 году один из самых известных полётов за её карьеру. Она пролетела на «Антее» 2 тысячи 510 километров по маршруту Волгоград-Москва-Астрахань-Волгоград, побив предыдущий рекорд американки Жаклин Кокран. В этом полёте всё сразу пошло не так. Два сопровождающих её самолёта не смогли лететь: один не смог запустить двигатель, второй ушёл в штопор. Во время полёта на «Антее» запас топлива неожиданно стал заканчиваться, кроме того, отказал один из двигателей. Казалось бы, нужно готовиться к самому худшему. Но не с Мариной Попович. Когда над Москвой «Антей» повернул на юг, гигант попал в попутную струю ветра. И этот ветер был настолько мощным, что в какой-то момент лётчица просто отключила двигатели. Её спасла любимая стихия. Похоже, у неба и Марины Попович любовь была взаимной...