Как снимали опасные сцены советского кино
«Смелые люди»
Первый советский вестерн — «Смелые люди», почти на четверть экранного времени состоит из различных сцен, которые актёры и их дублёры выполняли с лошадьми. Все эти сбрасывания людей с крупов коней, погони, сложные трюки исполняли цирковые артисты, участники знаменитого в СССР конного аттракциона Алибека Кантемирова. Самый известный из этих циркачей-дублёров — Пётр Тимофеев, который считается одним из лучших каскадеров мира. Это он придумал и одним из первых выполнил трюк с запрыгиванием с несущейся на всех парах лошади в вагон движущегося поезда. Смотрите, что он тут вытворяет!
«Человек-амфибия»
Галина Шурепова, дублёрша Анастасии Вертинской в роли Гуттиэре — первая в СССР женщина, профессионально занимавшаяся подводным плаванием. Почти все сцены с подводным плаванием были сняты с её участием. Однажды, она оказалась в опасной для жизни ситуации. Когда во время съёмок ей нужно было проплыть через грот, дублёрша зацепилась за штырь декорации купальником. Все силы Галины ушли на попытки выбраться из ловушки, ей пришлось даже снять купальник, чтобы всплыть... А оказавшись на воздухе она потеряла сознание.
«Место встречи изменить нельзя»
В этом культовом фильме самым сложным и опасным трюком была сцена падения студебеккера в реку во время погони. В съёмках эпизода участвовали две машины, та, что получше, снималась в сценах погони, а вторую было решено утопить в реке. Режиссёр фильма Станислав Говорухин пригласил для консультации известных автогонщиков, которые посоветовали снимать падение автомобилей без людей в кабине. Однако каскадеры Владимир Жариков и Леонид Федулов настояли на том чтобы всё было по-настоящему, заверив режиссёра, что справятся. И даже подписали бумагу, что съёмочная группа не несет ответственность за их жизни.
Снимали сцену с одного дубля. Студебеккер, который должен был утонуть, был не на ходу, его разгонял толкач. Был риск, что машина при падении перевернется. Именно этот худший вариант и случился. От удара о воду дверь со стороны Жарикова заклинило. Ему пришлось вылезать через водительскую дверь. Дублёр вспоминал позже об этом: «думал, что захлебнусь».
«Невероятные приключения итальянцев в России»
Фильм просто перенасыщен разными зрелищными сценами. Постановкой трюков в фильме занимался итальянский каскадёр Серджио Миони. С его подачи мы увидели, как жигули перелетают через реку, взрывается бензоколонка, люди переползают с пожарной машины в жигули по выдвинутой лестнице.
Кстати, в этом фильме Андрей Миронов трюки с участием своего героя выполнил сам! Так, в одном из эпизодов актёру пришлось на скорости 60 километров в час перелезть из кабины пожарной машины по аварийной лестнице и прыгнуть на крышу ехавших под лестницей жигулей. Этот трюк выполнить было сложно даже профессионалам, но Миронов смог это сделать. Кроме того, он без дублёра спустился с шестого этажа гостиницы, держась за ковровую дорожку и висел над Невой, ухватившись руками за пролет разведенного моста...
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Самая запоминающаяся драка между Холмсом и Мориарти в нашем любимом сериале была снята на Гегском водопаде в Абхазии. Василий Ливанов тоже снимался сам в этой сцене, без каскадеров. В кино сам водопад и пропасть под ним кажутся устрашающими. На самом деле, в обычное время водопад не был таким уж и большим. Просто перед съёмками эпидоза в горах выпал сильный дождь, после чего поток воды заревел, как в больших водопадах. Участники съёмочной группы вспоминают, что просто обалдели от зрелища: водопад ревел, площадка была мокрая от воды, на уступ скалы, с которой повисали актёры, было невозможно ступить: одежда через минуту промокала насквозь. Это было атмосферно, поэтому решили срочно снимать сцену.
Конечно, у актёров была страховка, и когда их герои падали в пропасть, им ничего не грозило, но высота была приличной. Кроме того, сама схватка проходила на острых камнях. После съёмок эпизода Василий Ливанов говорил, что заработал гораздо меньше синяков и ссадин, чем мог бы, благодаря своей каскадерской закалке.
«Человек с бульвара Капуцинов»
Во время съёмок этого фильма перед режиссёром Аллой Суриковой возникла сложная задача: как на съёмочной площадке актёрам по время эпичных драк разбивать стулья и бутылки друг другу о головы и не покалечить друг друга?
И выяснила, что лучше всего для этого подходят бутылки из специальной смолы и редкое бальсовое дерево, растущее в Эквадоре. Кубометр такого дерева она достала через генерала ДОСААФ. А смолу для бутылок заказала в Санкт-Петербурге. Чтобы убедиться, что такая бутылка легко разбивается, но не ударяет больно и осколки безвредны для актёров, Сурикова разбила одну бутылку о свою голову.
«Любовь и голуби»
Внешняя простая сцена, где Вася, уезжающий в отпуск, открывает дверь своего дома и падает в море, прямо в костюме, а потом выныривает раздетым, рядом с Раисой Захаровной, оказалась очень опасной для актёра. Снимался эпизод без склеек. То есть, актёр, реально, падал в море, где под водой его раздевали водолазы. Помните, как Васе завязывает галстук его старшая дочь? Так вот, этот самый галстук чуть не погубил Михайлова. Во время второго дубля водолазы слишком рьяно дёргали мокрый галстук, после чего он стал затягиваться. Захлебывающийся актёр увидел кинжал, прикрепленный к ноге одного из водолазов и стал лихорадочно стучать по нему. Водолаз разрезал галстук и актёр выплыл.
«День казни»
На съёмках этого фильма дублёр Валерий Деркач предложил... обмазать его напалмом и поджечь, чтобы снять сцену, где герой выпрыгивал из пылающего танка и горел сам. Деркач вспоминал: «Ты уверен?» — спросили меня. «Конечно!» — ответил я, хотя это было не так. Но мне хотелось снять эффектную сцену, а ничего, помимо напалма, не было. К тому же вокруг стояли красивые девушки, а у меня из ушей лился тестостерон. В общем, я поджегся, а потушить меня не смогли. Я так сильно обгорел, что встал даже вопрос об ампутации руки».
«Пираты 20 века»
Ну, и как же без этого культового фильма, ставшего самым кассовым за всю историю СССР? Актёры Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин сразу заявили режиссёру о том, что все трюки они будут исполнять самостоятельно. Еремёнко вспоминал: «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съёмка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».
Кстати, во время съёмок сцены, где Сергей прыгает со скалы на борт корабля, Николай Ерёменко чуть не погиб: «Эпизод снимался монтажно. Поэтому мне надо было прыгнуть как можно ближе к борту, чтобы было поменьше вранья. Что я и сделал. Но когда начал выныривать... О Боже! Чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. До сих пор не представляю, как удалось выбраться».