История заколки-крабика: как появился любимый аксессуар 90-х?
Как Анна-Мари попала в приёмную семью?
Анна-Мари Диас Борхес росла во Франции сразу в двух семьях. Её биологическая мать, уроженка Кабо-Верде, бежала с островов, когда в 24 года узнала, что беременна. Она хотела лучшего для своего ребёнка, так что оставила тяжёлую жизнь в бедной западноафриканской стране и улетела сначала в Гвинею-Бисау, затем через несколько месяцев – в Португалию, а затем во Францию. Анна-Мари родилась в Рьоме, маленьком городке на востоке страны, всего через несколько недель после того, как её мама добралась до него.
Беженка без жилья и каких-либо перспектив жила с ребёнком на улице, пока не обнаружила заброшенный сарай, который стал для семьи домом. Здоровье женщины подорвалось – голод и переохлаждение сделали свое дело. Но тут о бедственном положении иммигрантки из Африки узнала молодая французская пара – Кристиан Потю и его жена Сильвиан. Они предложили приютить девочку на одну ночь и помочь матери найти дом. Но Анна-Мари каким-то образом осталась у этой французской семьи насовсем.
Кристиан Потю и его гениальное изобретение
1980-е годы – время начёсов, кричащего макияжа и вызывающе коротких юбок, а для Кристиана Потю – ещё и эпоха больших мечтаний. В возрасте 14 лет Кристиан бросил школу и остался без образования, но с огромной страстью к созданию вещей. А в 27 лет Потю без гроша в кармане уговорил родителей уступить ему маленькое здание старой хлебопекарни на заднем дворе и открыл там мастерскую, чтобы изготавливать в ней различные мелочи. Его бизнес стал постепенно расширяться и к 1986 году компания Кристиана и его супруги Сильвиан – CSP Diffusion – открыла в городе свою первую фабрику по производству всяких полезных пластиковых вещей – от расчёсок до йо-йо.
Вскоре пришёл день, который навсегда изменил судьбу семьи. Кристиан сидел и в задумчивости скрещивал между собой пальцы, а затем их разгибал. И тут случилось прозрение. «Я сказал себе: "Я продаю расчёски и заколки, но почему бы мне их не объединить?" — рассказал изобретатель в интервью BBC News.
Заколка-крабик подходила для любого типа волос – густых, коротких, длинных, вьющихся и т. д. Универсальность аксессуара полностью соответствовала духу времени, когда высокая мода и уличный стиль стали ближе друг к другу. Зажимы стоили недорого и были востребованы как у высшего класса, так и у самых простых людей. Изобретение Потю было повсюду – на улицах, модных подиумах и, наконец, в кино (вспомнить хотя бы культовую причёску Рейчел из сериала «Друзья»).
Бизнес расширяется
К середине 1990-х годов семейная компания Потю продавала уже сотни тысяч заколок-крабиков в месяц, фабрика увеличила масштабы производства, а численность персонала возросла до 50 с лишним человек, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос. По словам Анны-Мари, даже она была задействована в семейном бизнесе: во время школьных каникул девочка сидела в мастерской с другими детьми Кристиана и Сильвиан – Сандрин и Жаном-Франсуа – и проверяла крепёж на каждой заколке, удаляла излишки пластика и вытирала пятна, а затем упаковывала «крабики» на доставку. Ей нравилась монотонная нетрудная работа и до сих пор запах плавящегося пластика навевает Анне-Мари теплые детские воспоминания.
«Трудно поверить, сколько труда уходит на создание такого крошечного изделия, — рассказывает Кристиан Потю. – Сначала мы делаем эскиз. Затем мы изготавливаем масштабную модель из смолы, гипсовую форму и заливаем в нее металлический сплав, чтобы получить окончательный молд. Его прикрепляют к огромной пресс-машине. Внутрь заливается горячий жидкий ацетат. И когда он остывает, заколка принимает нужную форму. Это настоящий труд любви, ведь раньше на создание всего одной штуки у меня уходило около 200 часов».
Крупнейшими рынками для сбыта заколок-крабиков стали США и Япония, но аксессуары также были популярны и во многих европейских странах. Всего лишь одна компания из Греции заказывала по 100 000 штук за раз. Сегодня заколки для волос все больше изготавливаются в классических цветах. Тогда же в 1980-х и 90-х палитра была очень разнообразной. Чтобы идти в ногу с последними тенденциями, компания Потю нанимала консультантов по моде и цвету и сотрудничала с ювелирным брендом Swarovski в выпуске совместной эксклюзивной коллекции Diamante, востребованной даже у королевских особ.
«Одна из наших клиенток была эксклюзивным поставщиком для королевской семьи Швеции, и её магазин в Стокгольме был похож на лавку феи, — рассказывает Сильвиан. – У нее были ряды и ряды наших заколок со стразами – наших самых дорогих изделий – и на продажу уходила каждая из них».
По словам Анны-Мари, по мере роста бизнеса росла и вера её приёмных родителей в то, что они делают. Успех принёс возможность путешествовать. Кристиан, который никогда раньше не выезжал за пределы своего региона во Франции, теперь встречался с клиентами в Токио, Торонто и Марокко. Анна-Мари, которая к тому времени освоила английский, часто сопровождала приемного отца в поездках.
Случались и неудачи. Например, однажды Анна-Мари собрала сотни неправильно подобранных заколок для важного клиента – и навсегда запомнила, что всё нужно проверять дважды и даже трижды. По словам Анны-Мари, её приемные родители стали для нее большим вдохновением. Они открыли для африканской девочки свой дом и свои сердца, дали её смелость мечтать о чем-то большем. Сегодня Анна-Мари Диас Борхес – продюсер и ведущая программы на BBC Afrique. А недавно она вошла в топ-100 самых влиятельных африканских женщин. Биологическая мать Анны-Мари говорит, что не сожалеет о тех трудностях, через которые ей пришлось пройти, потому что в глубине души она знала, что её дочь «стоит того и однажды заставит её гордиться собой».
А что касается Кристиана, ему приятно видеть, что его детище снова входит в моду. Мода циклична, и тенденции повторяются. Так же как расклешенные брюки, заколки-крабики уже никогда не будут забыты. Это винтаж, который всегда будет с нами. Единственное, о чём жалеет Потю, — так это о том, что он вовремя не запатентовал своё изобретение. По всему миру появились десятки копий, авторство которых уже принадлежало другим людям. И только в его семье знают, как простое скрещивание пальцев может рождать гениальные идеи.