Есть ли мода на духи и какие ароматы считаются устаревшими?

Почему одни ароматы получают клеймо старомодных, а другие становятся символом современности? Мы изучили мнения парфюмерных экспертов и реальных женщин, чтобы понять, существует ли понятие «немодные духи» и как формируются наши представления о парфюмерных трендах.

Когда аромат становится «старомодным»?
В мире настоящих ценителей парфюмерии мало что вызывает такие жаркие споры, как определение «старушечьи духи». Это явление тесно связано с эйджистскими стереотипами, но причины его возникновения могут быть разными:
- Финансовый аспект: Сложные селективные ароматы часто доступны людям постарше из-за их высокой стоимости.
- Маркетинговые стратегии: Классические ароматы иногда намеренно позиционируют как устаревшие, чтобы освободить рынок для новинок.
- Личные ассоциации: Наш мозг создает прочные связи между ароматами и воспоминаниями, например, о духах, которые любила ваша бабушка и которые всегда будут ассоциироваться со старшим поколением.
Примеры можно найти и в истории. Интересно проследить, как менялось восприятие известных ароматов со временем:
- Lanvin My Sin (1925): Когда-то символ женской эмансипации и свободы, сегодня аромат практически забыт.
- Miss Dior (1947): Аромат для дебютанток первых послевоенных лет, который современные европейки считают устаревшим, предпочитая его современную версию Miss Dior Cherie.
- L'Eau d'Issey (1992): Был символом целого поколения, но сегодняшняя молодёжь считают его несовременным.
Мнения из первых рук
Елизавета рассказала в соцсети: любимый женский парфюм её парня — White Diamonds от Элизабет Тейлор. Как-то раз он спросил, не слишком ли «взрослые» они для неё. Наверное, хотел подарить. Те, кто посерьёзнее, предложили Лизе «сначала попробовать духи на коже» и оценить ощущения. Но больше встречались такие комментарии: «Я бы не стала носить такой, пока мне не исполнится 45+», «А я не знала, что ещё продают духи пожилых звёзд», «Он ориентирован на более зрелых женщин». Волшебное слово: «ориентирован». Знала ли сама Тейлор, на кого ориентировалась?

На одном из форумов разгорелась жаркая дискуссия, что считать «духами для старушек»? Большинство согласилось, что в эту категорию можно отнести ароматы, выпущенные в период с 1920-х по 1980-е годы. В ходе беседы форумчанки даже выделили несколько общих черт парфюмов а-ля Old Lady. Больше всего досталось классическим Chanel №5, выпущенным столетие назад. Основными ингредиентами этого культового аромата являются синтетические альдегиды, которые считались новаторскими в 1921 году и придавали пудрово-мыльный оттенок, с которым ассоциируется парфюмерия бренда. У Guerlain Shalimar, Yves Saint Laurent Opium и Nina Ricci L’Air du Temps схожие ароматы: Shalimar и Opium источают пудровую янтарную эссенцию, а в L’Air du Temps присутствует нота гвоздики, которая пахнет мылом. Их тоже назвали «духами для возрастных женщин».
Пользователи соцсетей отметили как «тяжелые» следующие ароматы:
- Kirke от Tiziana Terenzi
- Xerjoff Erba Pura
- Montale Roses Musk
- Franck Boclet Cocaine
А «слишком простыми» назвали бестселлеры 90-х и 2000-х:
- Dolce & Gabbana Light Blue
- Eclat d'Arpège
- DKNY Be Delicious
- Versace Bright Crystal
- Banderas Blue Seduction
- Lanvin Marry Me
- Cool Water Davidoff
Минимализм и парфюмерия: меньше лучше, чем больше?
Что же считать ароматами нового времени? Философия минимализма, для которой мода и дизайн открыли свои двери в 2010-х, проникла и в ароматику. Минималистичные духи — это простота и элегантность парфюма. Ингредиентов меньше, композиции незамысловатые — в них часто выделяют несколько ключевых нот, позволяя каждому элементу раскрыться, не перегружая обоняние. В таких ароматах качество важнее количества.
Популярные ноты в минималистичных ароматах

- Цитрусовые: свежие и бодрящие ноты, такие как лимон, бергамот и апельсин, вызывают ассоциации с чистотой тела, с солнцем и хорошей погодой.
- Мускус: мягкий и тонкий мускус обволакивает, успокаивает.
- Цветочные: простые ноты, такие как жасмин, роза и ландыш, придают аромату естественную красоту.
Минимализм снижает утомляемость, приносит ясность и спокойствие и способствует экологичности – в парфюмерии это означает в том числе сокращение количества отходов и потребность в частой замене.
Примеры минималистичных ароматов
Для мужчин
- Туалетная вода Burberry Weekend: лёгкий цитрусовый аромат, идеально подходящий для повседневной носки.
- Туалетная вода Versace Man Eau Fraiche: свежая и чистая с нотами лимона и бергамота.
- Туалетная вода Azzaro Chrome: свежий водный аромат, идеально подходящий для повседневного использования.
- Туалетная вода Dolce & Gabbana Light Blue: освежающий фруктовый аромат с нотками средиземноморского морского бриза.
- Туалетная вода Prada Luna Rossa Carbon: изысканный океанический аромат с современными нотками.
Для женщин
- Туалетная вода Kenzo Aqua Pour Femme: нежный цветочный аромат с водными нотками.
- Туалетная вода Elizabeth Arden Green Tea: свежая и бодрящая, идеально подходящая для минималистичного образа.
- Туалетная вода Issey Miyake L'eau D'issey Pure Petale De Nector: лёгкий цветочный аромат, излучающий простоту.
- Ralph Lauren Romance Parfum: романтический свежий аромат с нотами розы и мускуса.
- Парфюмерная вода Giorgio Armani Acqua Di Gioia: чистый, освежающий аромат, вдохновлённый морем.
А что думают профессионалы?
О том, какие духи считать модными в 2025 году, а какие ароматы лучше оставить в прошлом, рассказал парфюмер Никита Салыков.
Парфюмерия очень сильно шагнула вперёд в начале 2000-х годов с такими ароматами как Dior Sauvage, Bleu De Chanel, а чуть раньше Christian Dior Fahrenheit, который был также очень моден. И если говорить о мужских линейках, то эти культовые духи принято считать эталонами моды, трендовости и «вкусного» современного аромата. Их успех можно сравнить с Chanel №5 в женской линейке, который очень хорошо «прижился» в эпоху популярности пудровых запахов, нот белых цветов, нот гвоздики и «шипровых» шлейфов. Но затем мода, конечно, стала меняться. Бренды Escentric Molecules Tiziana Terenzi, Ajmal открыли двери миру в селективную парфюмерию и были одними из первых, кто задал новое направление — моду на замшевые ноты.
И если это круто замешано всё с той же замшей, букет будет привлекать и профессионалов, и любителей парфюмерии, которые очень выросли за последние десятилетия в плане навыков осознания духов.
2020-е — это эпоха минимализма, быстрых решений, адаптации. Время быстро меняется, и нам больше не нужно, чтобы аромат держался 2-3 дня. Мы хотим лёгкости, хотим менять его под настроение, под новый жизненный сценарий. И миру парфюмерии приходится приспосабливаться под эти тенденции.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что всегда как были, так и остаются модными и натуральные ароматы, получаемые из ингредиентов, которых не достать в большом количестве. Из-за сложности добывания таких ингредиентов, стоимость нескольких миллилитров духов может доходить до десятка тысяч долларов. И все-таки такие ароматы по-прежнему остаются на вершине пирамиды популярности.