Ароматы с именем: история парфюмера Федерика Маля и его арт-духов
Духи француза Фредерика Маля часто называют нишевыми, но он протестует. Во-первых, его духи – для всех. Во-вторых – на французском это слово означает собачью будку, а у него – история про первоклассные ингредиенты и носы.
Если духи Фредерика Маля описать другим словом, то это, конечно, «авторские». Он всегда считал, что создание духов ничем не отличается от написания романа или картины, и публика должны знать автора. На флаконах Editions de Parfums Frédéric Malle всегда есть имя парфюмера, который придумал композицию. Именно с его подачи любители парфюмерии стали использовать словосочетания «библиотека ароматов» – коллекционировать не только запахи, но имена. К сотрудничеству Фредерик позвал лучшие носы мира и предложил им полную свободу в творчестве, огромный бюджет на ингредиенты.Никто не отказался. С ним сотрудничали Морис Руссель, Бруно Йованович, Серж Лютанс и Жан-Клод Эллена, создающий духи для Дома Hermes.
Хорошее начало
То, что Фредерик стал парфюмером – не случайность. Маль — плоть от плоти парижской богемы, его мама была директором по развитию Parfums Christian Dior, которую в свою очереди создал с нуля под эгидой Дома Dior дед Фредерика — Серж Эфлер-Луиш. Маленький Фредерик рос в огромной парижской квартире, которую его cемья купила у матери Жана-Поля Герлена, создателя великих парижфских духов Shalimar и других. Уже став известным, в Фредерик случайно разговорился с Жан-Полем: оказалось, они провели детство в одной и той же комнате!
Его карьера началась в 1988 году, когда друг семьи Жак Амик, президент компании Roure Bertrand Dupont, предложил Фредерику стать его ассистентом. Для этого ему пришлось пройти обучение по методу Карля (Jean Carles, первый директор парфюмерной школы Roure Bertrand Dupont, автор Tabu Dana, Shocking Schiaparelli, Miss Dior, Ma Griffe Carven, Indiscret Lucien Lelong). На 2 месяца Фредерика поселили в абсолютно пустой комнате с белыми стенами и ежедневно давали нюхать парфюмерное сырье: он изучал материалы, скорость испарения, заносил все в таблицы. К концу практики он безошибочно определял ноты в любой композиции.
История Editions de Parfums Frédéric Malle
Маль не отрицает, что парфюмерия — это бизнес, построенный на чувствах и эмоциях людей. До того, как основать свой бренд, он понял, что люди устали от одинаковых ароматов. А талантливым парфюмерам надоело штамповать одинаковые ароматы по требованию маркетологов. Публика не отличала ноты, а сама композиция была обезличенной. Дом Editions de Parfums Frédéric Malle пошел совершенно другим путем. Он влюблял покупателя в историю аромата, в его создателя, а не в ноты розы или пачули. Встав во главу компании, Фредерик дал лучшим парфюмерам возможность творить не спеша, словно они писали картину или новый роман. Например, на создание знаменитого Cologne Indélébile ушло три года.
Желание большего
Он всегда мечтал о том, чтобы его бренд стал популярным и известным, а не оставался тем же маленьким магазинчиком на рю Гренель. В 2015 году Editions de Parfums Frédéric Malle выкупила корпорация Estée Lauder. Но, как уверяет сам Маль, качество композиций от этого не поменялась и с ароматами под его именем по прежнему работают лучшие парфюмеры.
Сам Фредерик продолжает возглавлять парфюмерное издательство Editions de Parfums Frédéric Malle, которое кроме ароматов выпускает авторские книги и косметику. Парфюмер активно ведет личную страницу в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), часто выходит в прямые эфиры и делится с подписчиками интересными наблюдениями и фактами из мира ароматов.
Бестселлеры
Musc Ravageur
Это один из первых и самых популярных ароматов бренда. Его автор Морис Русель пришел к Малю и посетовал на то, что среди попсовых ароматов его творение остается непризнанным. На фоне популярной в 2000 году розы и цитруса, лаванда и амбра звучали слишком дерзко. Фредерик рискнул и включил творение Русле в коллекцию под названием Musc Ravageur и попал в десятку. Композиция стала глотком свежего воздуха для уставшей от одинаковых нот публики. Аромат быстро начали копировать, что означало несомненный успех.
L'Eau d'Hiver
Этот аромат принадлежит носу Жан-Клод Эллена, советнику Дома Hermès. На редкость дорогим и изысканным ароматам, L'Eau d'Hiver пахнет свежестью зелени и отдает холодком. По словам Маля, это история о конце зимы, первых весенних лучах и талой воде. В основе — ирис, жасмин, гелиотроп. За теплые оттенки отвечает мёд и мускус.
Le Parfum de Therèse
Легендарный «нос», визионер Эдмон Рудницка (он был сыном украинских эмигрантов) за все 70 лет работы выпустил всего шестнадцать ароматов. Он был эталонным парфюмером для Дома Editions de Parfums Frédéric Malle: никогда не спешил, работал только с эксклюзивными ингредиентами и создавал шедевры. Le Parfum de Therèse стал семнадцатым ароматом Эдмон и увидел свет только после его смерти. Эдмон создал его специально для своей жены в 50-е годы. Только она имела право его носить. После его смерти сын Эдмона Мишель вместе с матерью передали формулу в Editions Parfums Frédéric Malle. Аромат пахнет танжерином, сливой, дыней, белым кедром и кожей.