Мария Лемешева о церемонии «Золотой Орел»

Главный редактор журнала «КиноРепортер», член Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орёл» поделилась мыслями о прошедшей церемонии.
Мария Лемешева о церемонии «Золотой Орел»

Можно по‑разному относиться к премиям и фестивальным наградам. Их обладатели могут проснуться знаменитыми, а через какое-то время оказаться забытыми: в кино эффект вчерашних заслуг недолговечен. Но у каждой значительной премии есть два смысла — прагматический и исторический.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

В первом случае речь идет даже не о финансовой составляющей награды, а об изменении статуса, который влечет за собой резкий рост востребованности, увеличение гонорарной ставки и прочее. Но важнее, конечно, другое. Вспомните любую трансляцию церемонии вручения «Оскара»: эмоциональные выступления лауреатов, слезы, благодарности родителям и друзьям. И это не игра на камеру, а естественная реакция человека на осознание того, что теперь его имя навсегда вписано в историю кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом плане значение кинопремии «Золотой орел» неоспоримо. Она дает востребованность начинающему, подчеркивает заслуги известного и становится важным событием не только в биографии каждого, но и всего кинематографа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас, пока впечатления еще свежи, могу сказать, что лицом российского кино в 2018 году стал молодой актер Александр Петров. «Гоголь» (все части), «Т-34», «Полицейский с Рублевки», «Звоните ДиКаприо!», «Лед» — сколько звездных ролей за один год! Неслучайно на «Золотом орле» он соревновался в разных номинациях сам с собой. Что ж, поздравляю Александра с победой и желаю сил достойно справиться с обрушившейся славой — ведь подобная востребованность может привести и к появлению проходных ролей, и к пресыщению публики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надеюсь, участие в конкурсе обозначит успешный старт актера и поможет ему в профессии. Но в номинации «Лучшая мужская роль в кино» у меня был свой фаворит — Владимир Машков в фильме «Движение вверх». Я всегда искренне болею за этого актера, недаром именно его портрет украсил обложку первого номера журнала «КиноРепортер».

Премия «Золотой орел» сегодня — это важнейший барометр состояния нашего кино. Казалось бы, что может дать премия фильму «Движение вверх», рекордсмену нашего проката? Но кино — это не спорт, и здесь далеко не все сводится к цифровым показателям, хотя их безапелляционная логика тоже многое определяет. И все-таки одно дело — восторженная любовь массового зрителя, а совсем другое — признание коллег. Образно говоря, когда ты уже на пьедестале и рекордные цифры обеспечили тебе золотую медаль, но ты еще нуждаешься в оценке «по гамбургскому счету» за технику исполнения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот таким «гамбургским счетом» могла бы стать победа «Движения вверх» в номинации «Лучший фильм». И не смотря на то, что академики проголосовали несколько иначе в этот раз, успех «Движения вверх» неоспорим. Зрители уже проголосовали купленными билетами, а многие академики своими голосами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельно хочется сказать о значении премии «Золотой орел» для дебютантов и просто начинающих кинематографистов. Хотя в списке призов нет отдельной номинации для лучшего дебютного фильма (кстати, может быть, стоит это исправить), в последнее время наши дебютанты все чаще конкурируют с состоявшимися профессионалами. В этом году потрясающе уверенным режиссерским дебютом стал фильм Олега Трофима «Лед». Думаю, если бы была дебютная номинация, предугадать победу этого фильма было бы нетрудно. Но у «Льда» были все шансы побороться и за «взрослые» награды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще хочу обратить внимание на номинантов в категории «Лучший короткометражный фильм». Это прогноз на завтрашний день российского кинематографа, и «Золотой орел» дает молодым создателям коротких фильмов шанс получить предложение о запуске полного метра. Кстати, все три первых номинанта в этой категории, введенной в 2017 году, — Кирилл Плетнев, Константин Фам и Кирилл Васильев — уже успели выпустить в прокат свои полнометражные работы.

И еще одно замечание по кинопремии. В отличие от того же «Оскара», который так или иначе задает тон национальным кинонаградам всего мира, «Золотой орел» не ограничивается кинотеатральной продукцией. Он уделяет не меньше внимания телевизионным фильмам различного формата. Это очень правильное решение в современных условиях, когда главным трендом становится высокий художественный уровень телесериалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В прошлом году Борис Хлебников оказался в номинации «Золотого орла» с «Аритмией», в этом — с сериалом «Обычная женщина». И этот пример демонстрирует еще одну важную тенденцию. Лучшие режиссеры страны, востребованные в игровом кино, осознанно идут на телевидение, не относясь к этой работе как к вынужденной поденщине. Это и объясняет столь стремительный рост качества телефильмов. И если фильм «Движение вверх» доказал, что отечественное кино способно на равных конкурировать с Голливудом за российского зрителя, то та же «Обычная женщина» дает понять, что и у «Игры престолов» или «Очень странных дел» тоже появляются достойные российские конкуренты.