О вдохновении и творчестве в кризисные моменты: интервью с мастером по керамике Анной Марамыгиной
Первые шаги
Анна, кто вы по образованию и как ваша жизнь оказалась связанной с керамикой?
Я окончила СПГХПА им. Штиглица, в народе просто муха, кафедру керамики и стекла в 2016 году в Петербурге. Сама я из Перми. Рисую с детства. Когда была подростком, попала в художественную студию Арт-С, где преподавали Павлюкевич М.Г. и Селиванов В.В. У Вячеслава Валерьевича была миссия отправлять юные дарования учиться в Питер. Так и сложилось, сначала просто съездила и вдохновилась, потом приехала на подкурсы. Долго не знала, на какой факультет поступать. Но как-то раз я попала на семестровый обход первого курса кафедры керамики и стекла. У керамистов было задание — изразцы. Они просто светились невероятными цветами, переливались. Для меня это всё выглядело очень сказочно, хотелось потрогать. Конечно, я выбрала факультет керамики и вот уже столько лет этот материал — часть моей жизни.
С каких изделий вы начали?
Начала с того, что у нас было на первом курсе — изразцы, расписные плитки. Мы много делали пробников. Помню свою первую кружку, я нанесла на нее рисунок кактуса методом сграффито ангобами. Так радовалась ей, что схватила ее, еще не обожженную, за ручку, и она конечно же развалилась прямо в руках)
Какими были ваши первые шаги в керамическом бизнесе?
Это была сувенирная продукция, всякая мелочь. Даже помню свой первый заказ — двадцать одинаковых колокольчиков с надписью «С днем рождения», сейчас дрожь берет от такого. Долго работала в керамической мастерской в Ленинградской области, в месте под названием «Мандроги». И да, там тоже была куча сувениров. Но именно там я поняла, что не обязательно делать массовый товар, можно зарабатывать и на своих оригинальных творческих идеях.
Свой бренд и трудности продвижения
Как вы планировали продвижение продукции на рынке?
Главное, что мне хотелось – создать свой узнаваемый фирменный стиль. Чтобы у меня заказывали не просто керамику, а именно мою керамику. Кажется, у меня стало немного получаться. Понадобилось много времени, чтобы раскрутить соцсети. Потом мы сделали с мужем красивый сайт, что очень важно для художника, как мне кажется. Также участие в разных выставках и маркетах добавляет новых зрителей и покупателей.
Насколько вам легко даются современные инструменты маркетинга, например соцсети?
Периодами, иногда очень нравится снимать процесс, делать тематические съемки своих объектов. А иногда ступор и какое-то затишье. Пытаюсь вывести это в ровную линию.
Где вы ищете вдохновение для своего творчества?
Практически везде. В лесу на прогулке с собакой. Когда хожу в магазин, выбирая фрукты на прилавке. Очень люблю наблюдать за сменой погоды. Люблю смотреть не только керамику, но и живопись, нравятся корнуольские художники, малые голландцы, импрессионисты. Что-то просто всплывает, как образы из детских снов.
Кризисы большие и маленькие
Как вы справляетесь с личными кризисами, когда нет идей или случилось выгорание?
Для этого я создала рисовальный марафон. С лозунгом, что вдохновение — это всё неправда. Как говорится, в любой непонятной ситуации — садись и рисуй. А дальше уже идеи подтянутся. Конечно, если ты выгорел, то нужно сначала отдохнуть. Но если есть силы и это кризис идей, то садишься, придумываешь, рисуешь, лепишь. Делаешь себе расписание. И еще, кстати, мне помогает обустраивание рабочего места. Вьешь себе красивое гнездышко, чтобы приятно было работать — и работа сама начинает работаться. Можно еще придумывать ритуалы: у меня, например, кофе. Не могу ничего начать делать без него. Но иногда могу выпить чашечку с целью взбодриться и начать лепить, а по итогу после нее просто лечь спать. Главное не осуждать себя за то, что тебе иногда не хочется рисовать или лепить, принимать свои состояния.
Что помогает оставаться на плаву в турбулентные времена в обществе?
Отсутствие денежных накоплений, нужно постоянно за что-то платить. Поэтому приходится работать. А аппетит приходит во время еды, как говорится. Раз начал что-то делать, то и интерес опять появляется.
Заветы юным керамистам
Какими качествами должен, на ваш взгляд, обладать хороший художник-керамист?
Терпение. Потому что керамика — это длительный процесс, и часто бывает брак. Нужно уметь перетерпеть. Когда изделие высохнет, когда пройдет первый обжиг, когда пройдет второй обжиг, когда остынет печка, а потом, когда достаешь из печки что-то треснутое, терпеть всё по второму кругу, третьему... Еще упорство, конечно же. Любопытство.
Что бы вы рекомендовали человеку, который хочет попробовать себя в керамике?
Для начала, много пробуйте. Разные методы лепки, разные методы покраски. Делайте больше пробников: разные глины, разные глазури. Не бойтесь, что что-то будет не получаться или получаться не совсем так, как вам хочется. Старайтесь слушать сам материал, он много подсказывает. А потом найдите для себя какой-то один полюбившийся метод и углубляйтесь в него, чтобы найти свой фирменный стиль. Больше смотрите вживую хорошей керамики. Ходите на выставки. Ну, и записывайтесь ко мне на онлайн-курсы по керамике.
Какие работы вы представляете на весеннем фестивале 4Сeramics 20-21 апреля в ЗИЛе?
На фестиваль привезу панно и тарелки на весеннюю цветочную тему. В этом сезоне мне нравится сочетание синего и желтого. Глубокой идеи нет — просто весна, сад, букет. Еще будут домики, окутанные снегопадом, домики на ножках. Приходите и сами увидите!