Как правильно экономить на горючем?

Бензин или дизтопливо для многих немалая статья расходов в бюджете. Безусловно, многие водители стремятся сэкономить, используя разные способы. «Популярная механика» собрала большинство распространённых советов и оценила их практическую пользу.
Как правильно экономить на горючем?

Изменить стиль вождения

Наиболее эффективный способ экономить топливо — ездить правильно. В первую очередь нужно обратиться к руководству своего автомобиля и ознакомиться с разделом, посвященном выбору стиля вождения. Скорее всего, там будут строки, типа «как можно быстрее разогнаться до крейсерской скорости и поддерживать ее большую часть пути». Крейсерской называется такая скорость, при которой топливная эффективность автомобиля максимальна. Также можно найти в сети график мощности и крутящего момента установленного в машине двигателя. На нем будет виден диапазон оборотов коленвала, в котором мотор работает наиболее эффективно. Как правило, при движении на крейсерской скорости стрелка тахометра находится именно в этой зоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плавный разгон и поддержание оптимальной скорости, а также разумный выбор маршрута способны снизить расход бензина едва ли не вполовину. Порой, лучше поехать более длинной дорогой, если на пути будет преобладать шоссе, чем постоянно останавливаться на светофорах. Превышать оптимальную скорость бессмысленно: практика показывает, что выигрыш от лихачества оказывается незначительным. Больше пары минут удается отыграть только при поездках дольше нескольких часов. Помимо лишних трат топлива, рискованное поведение на дороге подвергает всех участников движения опасности. Существенно облегчает жизнь водителю функция круиз-контроля.

Во время остановок длительностью более минуты, например на железнодорожных переездах или затяжных светофорах, мотор стоит глушить. Еще один полезный лайфхак — тормозить двигателем: при необходимости плавно снизить скорость, выключать передачу не нужно. Экономия связана с тем, что до скорости около 20 километров в час блок управления двигателем перекрывает подачу топлива. Когда сцепление разомкнуто или трансмиссия находится в нейтральное положение, горючее должно поступать в мотор для поддержания холостых оборотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следить за техническим состоянием машины

Второй по эффективности совет — всегда поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Своевременное ТО качественными запасными частями и расходными материалами способно не только продлить срок службы машины, но и радикально понизить расход топлива. Для эффективной работы мотора, помимо бензина или солярки, ему необходимо поступление достаточного количества очищенного воздуха. Преодоление сопротивления забитого или неподходящего фильтра ложится на «плечи» двигателя. Для машин возрастом более трех лет становится актуальной проблема старения смазки. Масло во всех агрегатах, где оно не менялось с момента покупки, перестает бороться с трением как положено и нагрузка на мотор увеличивается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правильно выбрать топливо

Лайфхак номер три — пользоваться качественным топливом с рекомендованным октановым числом. Существует достаточно стойкое убеждение, что в России 95-й бензин является лишь «разогнанным» присадками 92-м, а последний, соответственно, более «здоровый» для двигателя. Из-за этого многие водители заливают топливо с пониженным октановым числом даже в бак тех автомобилей, которые не положено им заправлять. На деле такая эксплуатация приводит, как минимум, к значительному перерасходу бензина: мотор работает в неоптимальном режиме и часто страдает от детонации. При смене топлива ЭБУ адаптируется примерно 200 километров, а затем можно сравнивать расход. Почти всегда он будет значительно ниже, чем на 92-м бензине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Даже если в пересчете на рубли выигрыша не будет, таким образом увеличится ресурс мотора и его тяговые характеристики.

Выбор сети АЗС — тема отдельной «священной войны» автолюбителей. Главное заправляться на той станции, где вам всегда могут предоставить актуальные сертификаты на партию топлива. А вот пользоваться дополнительными присадками или нет, решать каждому водителю самостоятельно: информация об их эффективности крайне противоречива и однозначного ответа пока нет. Многие производители автомобилей рекомендуют применять определенные добавки и этим рекомендациям можно следовать, как минимум, без опаски повредить двигатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оценить аэродинамику, вес и выбрать резину

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни странно, для обычных машин аэродинамика не менее важна, чем для гоночных болидов. Уже на скорости 40 километров в час сопротивление воздуха начинает сильно ощущаться. Если вы не используете внешний багажник, его нужно снять, так как он прибавляет к расходу топлива лишний литр. Тоже самое касается «мухобоек» на капоте и открытых во время движения окон или люка. Даже антенна на крыше способна существенно изменить в худшую сторону аэродинамическое качество автомобиля.

Массивная запаска, пара дополнительных баклажек «омывайки» и детское кресло, которые валяются в багажнике без дела, также могут прибавить к расходам на бензин лишние 500−1000 рублей за год. Запасное колесо можно заменить на легкую «докатку», а все лишнее из машины убрать на балкон или в гараж, особенно если львиная доля маршрутов приходится на цивилизованную часть нашей родины. В дальних поездках, конечно же, нужно быть во всеоружии и тогда ничто не будет лишним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, важно правильно выбрать колеса и покрышки, причем за давлением в последних нужно следить регулярно. Диски не стоит устанавливать отличного от рекомендуемого диаметра. Помимо неправильных показаний спидометра, колеса большего диаметра увеличивают нагрузку на двигатель, трансмиссию и подвеску. А неподходящая резина не только сводит на нет все усилия производителя, направленные на повышение безопасности машины, но и повышает расход бензина за счет неоптимального трения о дорогу. Давление воздуха в шинах определяет размер пятна контакта, что также влияет на все вышеперечисленные параметры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следить за температурным режимом

Топливная эффективность двигателя сильно отличается при работе в жару, холод и при оптимальном климате. Наиболее заметно это зимой, когда машину необходимо дольше обычного прогревать перед выходом на рабочий режим. С этим процессом связано множество мифов, большая часть из которых родилась десятки лет назад. Тогда техника была устроена проще и менее совершенна. Обладателям современных автомобилей поздней осенью и зимой начинать движение нужно через полминуты после запуска двигателя. Пока не погаснет лампа индикации низкой температуры охлаждающей жидкости не следует превышать 2 тысячи оборотов. Прогрев на холостых оборотах не дает никакого положительного эффекта: топливо тратится впустую, ненагруженный двигатель производит мало тепла, а все узлы мотора работают на холодной смазке и подвергаются повышенному износу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если эксплуатация машины часто происходит при температурах ниже -15° C, имеет смысл озаботиться утеплением подкапотного пространства и кузова. Существует множество комплексных решений, созданных специально для каждого автомобиля. Не стоит покупать универсальные «одеяла» или другие подобные товары, так как их использование может быть опасно. Порой, разумной тратой окажется покупка предпускового обогревателя. А вот летом все немного проще — если парковаться в тени, то потом не придется ждать десяток минут, пока кондиционер охладит воздух в салоне до состояния «хотя бы можно дышать». Некоторые используют светоотражающие коврики, чтобы закрыть стекла изнутри, но в таком случае приходится жертвовать эстетикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пользоваться скидками

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участие в программах лояльности сетевых АЗС может сэкономить автомобилисту несколько тысяч рублей в год даже при заурядных пробегах, а уж если километраж за 12 месяцев превышает 50 тысяч, обладание скидочной картой заправки становится необходимостью. Зачастую, членство в клубе клиентов АЗС позволяет покупать топливо более высокого качества по цене обычного. Некоторые банки выпускают специальные карты для водителей, расплачиваясь которыми автомобилисты получают повышенный кэшбэк. Можно комбинировать с программой лояльности и добиться еще большей выгоды. Важно только все условия читать внимательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отключить лишнее оборудование

Кондиционер повышает расход топлива минимум на пол-литра — об этом знает каждый водитель, так что совет как можно дольше терпеть жару летом достаточно популярен. Однако жертвовать своим комфортом ради экономии сомнительная идея. В результате 50 выигранных рублей с поездки оборачиваются усталостью, злобой или даже уроном здоровью. Замена ламп на светодиодные тоже хорошая идея, если конструкция световых приборов позволяет. В остальном, все советы про отключение чего-либо в машине ради сохранения драгоценного топлива несостоятельны. Лучше провести ревизию проводки на возрастном автомобиле — окисленные контакты и «уставшие» соединения запросто увеличивают нагрузку на генератор, а соответственно, и двигатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заправляться ночью

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С этого момента переходим к «вредным советам». Существует байка, мол, лучше заливать топливо ночью, потому что тогда оно холоднее и обладает больше плотностью. Якобы тогда получается при то же объеме заправиться эффективнее. Из той же оперы сказки о молниеносном испарении бензина из бака — в сети можно найти рассказы очевидцев, «потерявших» по пять литров за день. Тем не менее, резервуары с топливом на АЗС спрятаны под землей, и температура жидкостей в них колеблется на протяжении суток весьма незначительно. В худшем случае на десяток градусов, и то сомнительно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говоря об испарении бензина в баке, стоит вспомнить, что скорость процесса зависит от насыщенности атмосферы парами. Поскольку наш сосуд герметичен (с бензобака стравливается только избыточное давление), топливо не улетучивается настолько интенсивно, как могло бы. Вот если потерять пробку, тогда можно за пару дней по жаре лишиться литра драгоценного топлива, но не более. Лайфхаки с заправкой только полного бака также весьма спорны — даже если учесть, что чем больше газа в емкости, тем интенсивнее испаряется жидкость, общий объем бака в машине настолько мал, что разница потерь незначительна.

Использовать различные устройства-экономайзеры

Это даже не миф, а самое настоящее мошенничество. Злоумышленники нагло пользуются необразованностью людей в области химии и физики. Доверчивым автомобилистам предлагаются некие магические коробочки или цилиндры с магнитами внутри. Никто не может внятно объяснить, за счет каких химических реакций и физических воздействий повышается эффективность топлива, но обещают, что его расход снизится на десятки процентов. Чаще всего этим сказкам сопутствует псевдонаучная чушь про правильную ориентацию молекул. На деле никаких экспериментальных подтверждений эффекта нет и не может быть. Единственные экономайзеры, которые работали — это нештатные бортовые компьютеры для старых автомобилей.