Сны о работе и Новый год на стройке: легко ли быть дизайнером интерьеров?
Работа дизайнера требует хороших навыков коммуникации, ведения переговоров, управления финансами, словом, дизайнер — это многозадачник. Любой проект нужно довести до конечного результата, а это долгий процесс, включающий много этапов. История не про то, чтобы рисовать красивые картинки, ходить по выставкам и позировать. Это стройка, непрерывное взаимодействие с людьми, поиск лучших условий и лучших исполнителей. Совладельцы Бюро вдохновляющих интерьеров Premier Home Влада Крупкина и Людмила Старченко рассказывают в чем на самом деле заключается их работа.
Преодолеть страх, что ничего не получится
– Когда я училась в школе, занималась в художественной студии. В 2000 году появилась компьютерная игра Sims, в которой игроки имели возможность создавать виртуальных персонажей. Мне нравилось строить для них дома, делать планировки и обставлять комнаты мебелью. Хотя в те годы была очень слабая компьютерная графика, все равно это было увлекательно. Видимо, тогда я и поняла, кем хочу стать. Это сейчас можно пройти курсы за полгода, переобучиться и превратиться в дизайнера, а тогда работала только классическая схема с вузом.
– Я поступила в Сочинский государственный университет на кафедру архитектуры. Практическая часть началась уже во времена студенчества: меня как подающего большие надежды, но не имеющего опыта специалиста порекомендовали бизнесмену, который собирался отремонтировать квартиру в Сочи — трешку площадью 90 квадратных метров. Я ужасно волновалась — первый проект, да еще за меня поручились люди, нельзя было подвести их, поэтому выкладывалась на всю катушку.
– Клиент заказал интерьер в классическом стиле. Так как заказчик не экономил на оформлении, было где развернуться. В результате проект ему понравился. Мне повезло, потому что мой первый заказчик сам нанял опытных строителей — настоящих профессионалов, которые взяли надо мной шефство и многому научили, разъяснили, что можно делать, а что будет ошибкой. Для меня такая практика стала лучшей школой, наглядное инструктирование помогло избежать многих косяков и выработало уверенность, что я могу работать со стройкой. Мне удалось преодолеть первый и главный страх.
– Сейчас тоже иногда бывает страшно, когда приходится сталкиваться с новыми технологиями, новыми площадками. Когда нам говорят «Девочки, сделайте виллу в Омане», а мы ни разу даже не были в этой стране, понятия не имеем, что там за рынок, где покупать стройматериалы и мебель, сколько это будет стоить. Только теперь уже в прошедшем времени. Потому что взялись за проект и все вопросы решили в процессе работы.
– Вообще человеку на день даётся определённое количество силы воли для выбора. Весь мой лимит заканчивается в процессе работы, которая состоит из постоянного принятия решений — а это отнимает слишком много сил. Нередко я даже не могу выбрать блюдо на ужин, потому что уже израсходовала отведенный дневной ресурс.
Влюбляться в каждый новый проект
– С Людмилой мы познакомились в университете, только я училась на кафедре туризма. Потом работала в Центре подготовки волонтёров, подбирала персонал и добровольцев для участия в Олимпийских играх, «Формуле-1», чемпионате мира по футболу в Москве — состояла в оргкомитете в качестве операционного менеджера, который координирует деятельность всех вовлеченных отделов. Когда крупные проекты закончились, и я поняла, что в России в ближайшем будущем настолько масштабных международных мероприятий не предвидится, задумалась над тем, чем бы заняться. И решила откликнуться на предложение Людмилы создать совместную студию дизайна. Она давно меня уговаривала попробовать себя в новой роли, но я как-то не представляла, чем мне предстоит заниматься.
– Все изменилось, когда я попросила ее сделать дизайн-проект моей сочинской квартиры. Я на три месяца уехала в путешествие и, как в «Квартирном вопросе», вернулась уже на всё готовое. За это время Людмила сделала ремонт, который мне до сих пор нравится — вот уже девять лет он мне не надоедает. В начале 2019 года я определилась, и мы стали работать вместе, создав Бюро вдохновляющих интерьеров и выбрав для нашей студии статусное название Premier Home.
– Это было лучшее решение — объединить столь разные компетенции. Людмила сильна в эстетике, у нее развитое дизайнерское чутье, углубленное знание материалов, всех нюансов в области оформления, а я — в управлении, структурировании, цифрах и логике. Все заказчики отмечают, как мы подходим друг другу — у нас получился идеальный тандем. У нас даже триггеры разные: когда я начинаю паниковать, Людмила меня успокаивает, помогает найти выход из ситуации, и наоборот, если ее что-то беспокоит, я абсолютно четко знаю, как решить проблему.
– Мы сразу начали с тяжелого люкса — проекта в «Москва-Сити». Он и по сегодняшним меркам супершикарный. Людмила сделала дизайн-проект, а я присоединилась на этапе реализации: курировала весь процесс, а оценить то, что получилось, смогла, только когда заказчику показали результат. В такие моменты я всегда восклицаю: «Боже мой, я хочу себе такой же, я тоже хочу так жить!» В общем, это уже традиция, потому что я говорю одно и то же по окончании каждого проекта. Нам обеим кажется, что это самый лучший наш замысел, но ровно до того момента, пока не появляется новый проект.
Руководить стройкой и уметь убеждать
– Мы часто спорим, в том числе из-за мелочей, которые невидимы обычному человеку: ставить ручки на шкафах или нет, какие плинтусы делать, сколько люстр нужно, с каким включением — можем несколько часов это обсуждать. Но всегда находим какое-то компромиссное решение, которое устраивает обеих. Влада дает оценку с точки зрения практичности. А я как дизайнер могу пожертвовать ею в пользу эстетики. Уступаю, потому что, как правило, потребитель выбирает практичность. Но бывают какие-то важные эстетические решения, на которых я буду настаивать и стараться убедить, как не нужно делать, чтобы потом не пожалеть.
– Дизайнеру приходится часто спорить и убеждать в своей правоте всех, с кем он работает. Бывает, я прихожу на стройку, и рабочие говорят, что не могут осуществить какую-то идею. Например, у них не получается провести вентиляцию, и нужно возводить короб из гипсокартона. А у нас по проекту задуман красивый потолок с определённой геометрией. Я говорю: нет, здесь короб точно не нужен. Они в ответ: нет, так не получится. И мы долго, иногда на повышенных тонах, обсуждаем, как проложить трубу, чтобы потолок не опускался, и в конце концов все получается.
Контролировать подрядчиков, знать строительные и технические тонкости
– Еще одна важная роль дизайнера — надсмотрщик за подрядчиками, чтобы те не халтурили. Допустим, строители закончили этап инженерной прокладки — мы приезжаем на объект проверить, вывели ли они ее там, где надо по проекту. Проложили электрический кабель — мы ходим и соединяем километры проводов, удостовериваемся, действительно ли выключатели расположены в нужных местах и ведут к тому светильнику, к которому положено.
– Дизайнер нуждается в новых знаниях и всегда должен быть на шаг впереди, первым узнавать о новых технологиях, отделочных материалах, чтобы предложить новинки клиенту. Я часто смотрю строительные ролики и учусь, как распилить и положить блок, укрепить стену, как повесить телевизор и какие для этого нужны держатели, анкеры и т.д. Постоянно просматриваю экспертные блоги, конференции, слушаю лекции специалистов, изучаю новые бренды, товары и их преимущества.
– Дизайнеру надлежит знать строительные и технические тонкости, хорошо разбираться в инженерных системах и в электрике. Он должен быть осведомлен, как устроен унитаз, как работают кондиционеры, — и ещё кучу разных нюансов по каждому из сотни пунктов проекта, чтобы его реализовать. Самое сложное — сам процесс реализации, когда нужно соответствовать определённым требованиям по качеству и укладываться в заданные сроки.
Быть готовым к форс-мажорам и сложным ситуациям
– Однажды мастер наклеила обои изнаночной стороной — дорогие, 300 тысяч рублей на одну стену. Приезжаем и видим стену задом наперед. Женщина-мастер 20 лет клеила обои и все было прекрасно. А эти были из бамбуковых волокон, перешитых серебристыми нитями — она подумала, что нити предназначены для более прочного сцепления со стеной, промазанной клеем, и всю красоту прикрепила к ней. В результате пришлось снимать обои, отмывать и переклеивать. На счастье, они были толстые — 1,5мм толщиной, а клей прозрачный.
– Ещё один случай запомнился — с чрезвычайно дорогими трековыми светильниками. На объекте электрики занимались пусконаладкой системы, мы напомнили, чтобы они не забыли подсоединить блоки питания. Особенность светильников в том, что они подключаются только через блок питания, а если делать это напрямую, то светодиоды перегорают.
Идеальный клиент – это какой?
– Обожаем свою работу несмотря ни на что. Самые лучшие кейсы – это те, где заказчик давал свободу в плане стиля и минимально вмешивался в работу. Самый желанный клиент тот, кто не приходит с какими-то конкретными пожеланиями: «хочу стены вот такого цвета, мебель такую-то, люстры такие-то». Когда он даёт творческую свободу, то объекты получаются более эффектными и эстетически выразительными. И это самое приятное в работе, ведь человек доволен и благодарен за качественный результат. Это не зависит от бюджета проекта, только от доверия к тебе, как эксперту.
– Можно сказать, что наша визитная карточка — делать эксклюзивные интерьеры, именно дизайнерские, а не штампованные и ни в коем случае не масс-маркет, где много лоска, блеска, однотипных форм, панелей — всего повторяющегося. Нам нравится самим придумывать модели столов, светильников, кресел, диванов, чтобы каждый заказчик в итоге получил неповторимый интерьер и воскликнул «вау!», когда увидел результат.
4 профессиональных совета на все времена
Базовый дизайн
Чтобы интерьер всегда радовал, не нужно перебарщивать с дизайном и разными видами отделки, разнообразных поверхностей не должно быть много. Дизайн служит фоном для красивой мебели, предметов искусства, скульптур, арт-объектов. И он должен быть универсальным — если вы через пять лет захотите что-то поменять, вам не придется делать ремонт, достаточно будет купить новый диван и шторы.
Санузел премиум-класса
Не советуем экономить на отделке санузлов и сантехнике, пусть хотя бы это помещение будет красивым и дорогим, во всяком случае, добротным. В отличие от дивана, светильника и ковра, менять его отделку проблематично — отрывать старую и класть новую плитку долго и накладно. В профессиональной среде есть поговорка: хотите оценить ресторан — зайдите в его туалет. Да и о хозяевах дома принято судить по чистоте санузла.
Травертин поможет создать интерьер на века
Не все могут себе позволить натуральный камень, который обрел популярность еще 2 тысячи лет назад и никогда не потеряет своей актуальности. Но сегодня существует керамогранит с рисунком под травертин, причем он очень солидно смотрится. Если вы будете использовать эту текстуру, то сможете создать интерьер, который будет выглядеть дорого, современно и не будет приедаться.
Правильный выбор дизайнера
Важно выбрать такого специалиста, с которым у вас совпадут вкусы, ценности и темперамент. Нужно, чтобы дизайнер правильно понимал ваши потребности. Вам должно быть комфортно совместно работать на протяжении долгого времени.