Ремонт приостановлен? Эксперт рассказал, что будет со сферой дизайна интерьеров
За последний месяц почти половина россиян приостановила ремонт из-за роста цен на материалы. Такие данные приводит govoritmoskva, ссылаясь на опрос онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру». Исследования показали, что у четверти опрошенных стоимость ремонта выросла на 10-20% и ещё столько же заявили о росте на 30-40%. Разбираемся вместе с экспертом Вероникой Зазновой, как изменится рынок интерьерного дизайна, что произойдёт с ценами и где теперь искать хороших производителей.
Сейчас мы наблюдаем небольшое затишье на рынке дизайна – это нормально и временно. Недвижимость и дизайнерский ремонт был и останется достаточно ликвидным инструментом для вложения денежных средств. Мне кажется, что когда ситуация на рынке более-менее стабилизируется, спрос на интерьерный дизайн снова наберёт обороты.
Что будет с самим интерьерным дизайном?
Для бюджетных проектов он станет менее доступным. В среднем сегменте сократилось финансирование и появилась острая необходимость импортозамещения. Премиум-сегмент не потерял своих позиций, но бюджеты проектов сильно выросли.
Отдельно хочется сказать про индивидуальные бюджетные проекты. Они вряд ли станут доступнее, возможно, потребность в них снизится, так как они будут попросту невыгодны заказчикам. Но я вижу большой потенциал в типовых проектах с адаптацией. Их главный плюс в скорости создания и предсказуемости финансовых вложений.
Для сравнения: индивидуальный дизайн-проект в среднем разрабатывается около 3 месяцев. Время разработки типового дизайн-проекта можно сократить до 2 недель и сразу выходить на стройку. И повторюсь: в таких проектах часто изначально рассчитан бюджет на реализацию – это удобно для заказчиков. Что касается среднего и выше сегмента, я считаю, предпочтение будет отдано опытным дизайнерам. Станет крайне важно знание рынка материалов и поставщиков и умение работать с бюджетом. Работа таких специалистов, как правило, оценивается выше, но вложения получаются более рациональными и эффективными, особенно хорошо это проявляется во время реализации. Потому что вместе со стоимостью строительных и отделочных материалов значительно выросла цена ошибки на проекте.
Что будет с рынком строительных и отделочных материалов?
Конечно, он сильно изменился и вряд ли будет прежним. Многие иностранные компании покинули рынок. Хотя и не все – некоторые производители из Италии и Испании продолжают работу, но стоимость логистики и сроки поставки у них выросли. Не стоит забывать про ряд интересных поставщиков из Азии и Беларуси, они остаются доступны и предлагают довольно качественные и эстетически привлекательные коллекции. Скажу по своему опыту: еще до текущих событий мне неоднократно удавалось находить и использовать в проектах достойных производителей, скажем, из Индии.
Большие надежды возлагаются на российских производителей. Предметный дизайн в России в последние годы начал сильно развиваться, думаю, у нас есть все шансы стать сильным игроком на рынке. Помимо архитектуры и дизайна интерьеров, я дополнительно училась предметному дизайну, поэтому погрузилась в сферу изнутри. Многие российские производители возрождают старые традиции обработки материалов, кто-то создает ультрасовременные и технологичные коллекции — есть из чего выбрать. К тому же, что российские предметные дизайнеры в последнее время много участвовали в зарубежных выставках и конкурсах, где получали высокие отметки жюри. Поэтому потенциал у нас есть.
Все эти компании на протяжении последних несколько лет вкладывались в дизайн, образование сотрудников, в производственную базу. Сейчас для них определённо хорошее время, чтобы масштабироваться и предложить свою продукцию широкому кругу потребителей. Да, пока таких компаний не много, но они служат хорошим примером и стимулом, чтобы активизировались остальные.
Надеяться на то, что производство мебели, керамогранита и вообще отделочных материалов станет дешевле, мне кажется, не стоит. Во-первых, часть сырья и комплектующих мы закупаем за границей. Во-вторых, производственная база требует обслуживания, а станки преимущественно европейских производителей. В-третьих, при большом спросе может возникнуть нехватка российского сырья. Так, например, произошло в пандемию, когда сильно увеличился спрос на загородное жилье, из-за которого резко выросли цены на древесину.
Я со своей стороны вижу, в целом, большой потенциал для рынка предметного дизайна и дизайна интерьеров. Сейчас непростое время, но оно хорошо для того, чтобы заявить о себе и выйти на новый уровень. Потребители, привыкшие к европейскому качеству продукции, повлияют на российских производителей и дадут им хороший толчок к развитию — подсветив необходимость улучшать эстетические и качественные характеристики изделий.