«Рай, из которого нас не могут изгнать»: откуда взялась мода на винтажную мебель

Охота за видавшей виды мебелью и предметами интерьера настолько популярна, что в английском языке для неё даже завели специальное слово — thrifting. Винтажные находки больше не что-то, чего стоит стесняться. Ими хвастаются в интернете, им посвящают блоги. В чем причина такого спроса на старье? Винить в этом моду на этичное потребление – значит видеть только половину правды.
Атмосферные вещи с историей — реальной или предполагаемой — тренд, все еще набирающий популярность. Эксперты предсказывают, что в ближайшее время он будет только расти. Почему, несмотря на всеобщую неприязнь к «бабушкиному ремонту», винтаж стал модным, что он даёт интерьеру и нашему самоощущению в нем и где его покупают ценители?
Содержание

Рождение тренда: а просто кончились деньги

Фото: Laurie Rubin/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любители мебели постарше были уже и в XVIII, и в XIX столетии: это были ценители и коллекционеры антиквариата, которые охотились за по-настоящему интересными образцами прошлого. Спросом пользовались вещи с уникальной историей, необычного вида, из редких пород дерева или необыкновенно тонкой работы. Такие вещи пользуются спросом и сейчас – мы стали называть их «дизайнерскими». Но не только они: по обе стороны океана покупатели устраивают охоту за совершенно заурядными, на первый взгляд, креслами и стульями 50-х годов. Антиквариатом их назвать никак нельзя! Для них придумали новое слово – винтаж.

Родоначальником моды на винтаж считают молодого амбициозного архитектора Патрика Уиллиса. Он первым вышел на рынок с идеей дома-эллипса. Но незадолго до презентации обнаружилось, что он забыл заложить в бюджет мебель и декор интерьера. Не будучи уверен, что зрители оценят по достоинству абсолютно пустой дом, он потратил собственные средства и купил всю обстановку на блошином рынке. Проект был встречен бурными овациями, а новый стиль интерьера получил название «винтаж» по аналогии с дорогими винтажными винами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Созревание стиля: нужно, чтобы винтаж «настоялся»

Фото: Andreas von Einsiedel/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вероятно, стиль винтаж просто не был возможен раньше рубежа ХХ–ХХI веков. По-настоящему массовым производство доступной мебели стало только после Второй Мировой войны; и потребовалось еще полвека, чтобы винтаж «настоялся». Свою роль в возникновении моды на винтаж сыграли распространение интернета, который породил глобальные тренды; доступность международных перевозок – когда можно заказать вещь на аукционе через полмира и получить ее на почте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно и то, что новые поколения стремятся к этичному потреблению: покупать вещи более качественные (а что может быть качественнее, чем вещь, которая уже прослужила полвека?) и влиять на количество производимых новых вещей, покупая секонд-хенд.

Но и это еще не все. Мы не зря говорим о «новых поколениях»: сложно осознанно ограничивать потребление, отказываясь от покупки новых и новых вещей тем, кто столкнулся с внешними ограничениями или вынужденной экономией. Но и дети тех, кто вырос при дефиците, обставляя свои первые квартиры, стремились избавиться от «бабушкиного старья». «Бабушатник», «бабушкин ремонт» – эти слова еще десять лет назад использовались исключительно в негативном смысле, а самым модным интерьером был минималистичный белый куб. Как и почему это изменилось?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поисках «золотого века»: мы просто скучаем по детству?

Фото: Социальные сети

Взрослея, раньше или позже мы проходим через этап бунта, протеста против ценностей наших родителей. Это необходимо для формирования самостоятельной личности, чтобы определить собственные ценности и найти собственный путь. Желание вычеркнуть из интерьера все приметы прошлого, все, что напоминает об отчем доме, можно считать частью этого пути. Но затем, по мере созревания, неизбежно прошлое прокрадывается в нашу жизнь: с креслами из бабушкиной квартиры, с дедушкиными настенными часами, с маминым портретом, который тетя написала в юности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже если в нашей жизни нет подобных артефактов, винтажные предметы все равно окутывают нас мягкой атмосферой идеального прошлого. Чувство, которое мы испытываем, принося домой вещи с барахолки или охотясь на сайте бесплатных объявлений за трюмо из 50-х – ностальгия. Это чувство, когда вы скучаете по чему-то, что невозможно вернуть, по детству или «старым-добрым временам». И отдельные островки того времени становятся утешением, буквально превращают помещение в дом.

Ностальгия и «остальгия»

Фото: KatarzynaBialasiewicz/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воображаемым утраченным раем, предметом ностальгии, может быть не только детство – а путь отрицания прошлого и попыток в него вернуться, хватаясь за осязаемые свидетельства эпохи, проходят не только бунтующие подростки. Иногда этот путь проходят целые страны – как было в Германии после крушения Берлинской стены. Сперва недоступные прежде западные блага захватили бывших «осси» – жителей ГДР. Но постепенно, вместе с разочарованием, стала возникать специфическая ностальгия, тоска по ушедшим временам.

Это явление было столь глобальным, что получило собственное название – «остальгия». Вместе с остальгией пришла мода на плащи «как в ГДР», шпревальдские соленые огурчики и, конечно, «гдр-овскую» мебель. Возможно, нынешняя страсть к предметам интерьера эпохи mid-century modern, то есть, той самой эпохи «осси» – это остальгия, которая захватила все пространство бывшего Советского Союза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода на mid-century modern

Фото: Boris SV/Getty Images

Спрос на мебель в этом стиле зародился еще в 10-е годы в Париже, Милане и Нью-Йорке и только затем перекочевал в Россию, считают эксперты. С тех пор интерес только растет: за четыре года с 2019 искать на сайте бесплатных объявлений предметы интерьера 50-х–60-х стали почти в четыре раза чаще. Активнее всего искали столы, стулья и светильники, а меньше всего интересовались диванами и креслами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это легко объяснить – кресла и диваны часто нуждаются в сложной и дорогостоящей процедуре перетяжки. Обновленная винтажная мягкая мебель может стоить дороже 100 000 рублей! Интересно отметить вот какой большой тренд, связанный с винтажной мебелью: за последние пять лет полностью изменился подход к ее реставрации.

Вы помните эпоху шебби-шик (шебби — значит, «потертый», «поношенный»)? Ни одна реставрация винтажного предмета мебели не обходилась без меловой краски, лака для создания кракелюров, сусального золота и декупажных карт. Строгую и простую мебель 50-х переобивали яркими тканями со смелыми принтами. Сейчас можно видеть, как те же блогеры смывают старую краску, бережно шлифуют натуральное дерево, покрывают его морилками и качественными лаками, подбирают аутентичные ткани для обивки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цвет настроения – Мокка Мусс

Фото: Andreas von Einsiedel/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это часть глобального тренда на возвращение к простоте и натуральности. Недаром цвет 2025 года по версии PANTONE – тот самый коричневый. Цвет «бабушкиной» мебели, школьных туфель, того самого какао. Нам хочется окружить себя теплыми и уютными предметами; это же касается и интерьера, где после многих лет скандинавской холодности нам хочется если скандинавского, то хюгге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперты говорят, что стиль середины прошлого века отвечает этому запросу как нельзя лучше. Мебель midcentury modern делали визуально легкой, не «нагружающей» интерьер, но при этом из качественных материалов: цельного дерева, изящного декоративного шпона, латуни. Ее создавали нарочито человеческого размера, по сравнению с «большим стилем» прошлых десятилетий, подходящей для малогабаритных квартир в новых районах. Мебель должна была выглядеть стильно, но при этом оставаться универсальной, подходящей ко всему – поэтому она так хорошо вписывается и в современные интерьеры.

Синтез родного и чуждого: что модно в интерьере сейчас?

Фото: Bulgac/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Психологи говорят, что испытывать ностальгию – совершенно нормально. «Память — единственный рай, из которого нас не могут изгнать», — сказал немецкий писатель Жан Поль Рихтер. Главное, не позволять прошлому захватывать себя целиком. Реальный же пейзаж складывается из прожитого нами опыта, из окружающего нас настоящего, мечтаний и надежд на будущее. Идеальный современный интерьер должен быть таким же живым, как его владельцы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайнеры называют главным «длинным» трендом в дизайне интерьеров фьюжн. Это и сложение винтажа с остромодными новинками, и интеграция предметов иной культуры. Например, сейчас мода поворачивается лицом на Восток: уникальный стиль и простота японского дизайна вдохновляет художников и архитекторов по всему миру. Чтобы целое оказалось больше, чем просто сумма частей или нагромождение случайных предметов, нужно обнаружить между ними внутреннюю связь. Ею может стать материал, цвет или история.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, эксперты предостерегают от бездумного заимствования элементов чужой культуры. Чтобы не выглядеть глупо, как модницы 90-х с татуировкой «острый соус», стоит изучить культуру, к которой вы обращаетесь.

Острые тренды 2025 года

Изображение: Etsy, Inc.

Тренды в дизайне интерьера живут гораздо дольше, чем в дизайне одежды: длинный тренд может сохраняться и 10 лет, а короткий проходит за пару лет, но касается он, как правило, того, что легко изменить. Вот какие интерьерные тренды нам обещают в 2025 году:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Сюрреализм. Этим трендом мы обязаны зумерам: они вдохновляются картинами Сальвадора Дали и смело играют с цветом и формой, чтобы создать головокружительные и странные интерьеры. Крупные причудливые цветы, изогнутые свечи, обилие зеркал, мебель на гнутых ножках – элементы, характерные для этого стиля.
  • Средневековье. Массивные люстры-канделябры, тяжелые балдахины над кроватью, фальш-камины – все, что заставит вас почувствовать себя героиней сказки про Спящую красавицу или легенд о Короле Артуре.
  • Ар-нуво. Не только mid-century, но и настоящий «большой» модерн рубежа веков сейчас снова в моде. Если вы не можете себе позволить оригинальный антиквариат, подойдут и предметы интерьера, вдохновленные стилем Альфонса Мухи, Климта и Врубеля.
  • Акцентные светильники. Можно забыть про минималистичные подсветки-споты, которые были must-have любого дизайнерского интерьера еще пару лет назад. Смело украшайте квартиру огромными стеклянными звездами, люстрами-одуванчиками или даже легендарным «Северным сиянием», если найдете.
  • Миниатюрность. Параллельно тренду на массивные акцентные и винтажные предметы интерьера существует тренд на миниатюрную, словно игрушечную, мебель. Обратите свое внимание на приставные стульчики, игривые журнальные столики и тележки для напитков из прошлого века.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где искать тропинку в детство

Фото: Andreas von Einsiedel/Getty Images

Вот где можно напасть на след винтажных предметов. В первую очередь это сайты бесплатных объявлений и тематические сообщества в соцсетях. Посетите блошиные рынки (вот известная «блошка» в Питере); не стесняйтесь беседовать с продавцами – они могут подсказать, где купить искомое или привезти вам «под заказ». Вещи старше ста лет продаются в антикварных магазинах: их много в центре, но на окраинах ниже цены. Кое-что можно найти в комиссионках и в мастерских, где реставрируют предметы интерьера. За границей существует своя культура thrift store – поспрашивайте у местных. Наконец, не бойтесь присматриваться к сообществам типа «отдам даром» и к городским мусоркам: там часто попадаются настоящие сокровища – в Петербурге есть даже тематический канал Rubbish Watchers, которые занимается «спасением» выброшенных раритетов.