«Хоромы-то тесноваты!»: рассматриваем интерьеры квартир Шурика и Шпака из «Иван Васильевич меняет профессию»
Знаменитая картина Гайдая о приключениях Ивана Грозного в современной столице поразила советских зрителей не только удачной экранизацией пьесы Булгакова, но и шикарным для тех времен жилищем главного героя. Шурик умудрился обзавестись отдельной квартирой с большим метражом в центре Москвы, да еще и в новостройке.
Ладно, когда речь идет про его соседа Шпака – в ту эпоху стоматологи могли себе позволить очень многое даже в условиях советского дефицита. Но как это удалось простому инженеру Тимофееву?
«Хоромы-то тесноваты!»
Конечно, Ивана Васильевича квартира Шурика не впечатлила – он-то всю жизнь провел в огромных царских палатах. Но для многих современников Гайдая такая жилплощадь была заветной мечтой, которая сбылась далеко не у всех. Откровенно говоря, для сотен тысяч советских граждан, которые десятилетиями ютились в коммуналках или хрущевка, «царскими палатами» выглядело как раз-таки жилище Шурика. Почему? Давайте разбираться.
На момент съемок, десятиэтажный дом в которых они проходили, считался суперсовременным – в нем были просторные светлые подъезды, широкие коридоры, новенькие лифты и большие квартиры.
По советским нормативам бездетной семье из двух человек предоставляли жилую площадь из расчета от 7 до 9 кв. метров на человека. То есть, обычному инженеру и начинающей актрисе светила маленькая однушка с крохотной кухонькой.
А что мы видим на экране? Минимум одна просторная комната и плюс к этому необычайно большая кухня. Интерьер дома тоже интересен: хотя обстановка довольно спартанская, но вовсе не так проста, как может показаться.
Странная кухня Шурика
Типичная советская кухня простором не отличалась: после того, как ставили мебель и бытовые приборы, в ней с трудом помещались два человека. Во всяком случае при перемещении по этой комнате нужно было очень постараться, чтобы ничего не задеть из окружающей обстановки.
В кухне же Шурика стоят шикарный гарнитур, современный холодильник, большой кухонный стол и при этом места остается еще предостаточно.
Кстати, обратите особое внимание на светлые шкафчики и стены, выложенные белоснежным кафелем. Они хоть и советского производства, но достать их в те времена было очень непросто.
Холодильник тоже был дорогостоящим приобретением, особенно такая новая модель – он должен был обойтись семье Тимофеевых не менее чем в 150 рублей. А советский инженер тогда получал самое большое 213 рублей – причем тот, который уже наработал большой стаж. Молодому же специалисту платили не более 173 рублей. То же самое касается и жены Шурика – она не похожа на деятеля культуры с солидной зарплатой.
По всем подсчетам на обустройство одной только кухни в современном стиле Тимофеевы должны были потратить бешеные деньги, но откуда же они их взяли? Загадка.
Такая большая комната
Часть жилой комнаты отведена под рабочий кабинет Шурика, который включает новый письменный стол со стоящей на ней машиной времени в окружении минимум четырех стульев одного стиля.
С одной стороны от «кабинета» стоит массивный полированный стол, а за ним у самой стенки знаменитый раскладывающийся стол-книжка, который был популярен у советских граждан почти до конца прошлого века из-за своей функциональности и практичности. Стоящий на нем оригинальный подсвечник явно привезен из Прибалтики.
С «книжкой» соседствуют еще как минимум две немаленьких полированных тумбочки из дерева.
Почти у самых дверей стоит мягкое полукресло с интересным дизайном, напоминающее модели чешского и польского производства, которые в советскую эпоху считались очень престижными. Над креслом висит антикварное зеркало с массивной рамой, похожее на семейный раритет.
С другой стороны комнаты разместился необычный шкаф, встроенный в стену (к сожалению, его показывают только мельком), а также приземистая тахта, покрытая клетчатыми пледами.
Над ее изголовьем висят простые, но прочные полки из ДСП, на которых видны книги и стильные вазы цветного стекла – они были очень популярны в качестве домашнего декора. Трехногий торшер с абажуром из полихлорвинила тоже типичен для 70-х.
Подводя итог всем предметам обстановки можно сказать следующее: семья Тимофеевых молодая, полостью быт еще не обустроила, поэтому мебель достаточно разномастная. Однако ее довольно много, и при этом в комнате остается еще немало места.
«Всё, что нажито непосильным трудом!..»
Почему советских зрителей так веселила эта фраза ограбленного стоматолога? Потому что все знали, что к хорошим дантистам той эпохи попасть можно было в основном по блату. А пациенты всегда «благодарили» специалиста – деньгами, дорогими спиртными напитками или услугами. Например, могли помочь достать без очереди супермодную югославскую стенку.
Вот почему квартира Антона Семёновича Шпака – настоящая витрина советской роскоши, в которой есть и антиквариат, и импортная одежда, и дефицитная бытовая техника, и шикарный по тем временам бар.
Судя по всему, Шпак обставлял квартиру по следующему принципу: чем больше престижных вещей – тем лучше. Но скорее всего, Гайдай решил сделать из жилища Антона Семёновича немного карикатурный образ стяжателя всевозможных благ, так как дорогих и статусных предметов в нем не просто много, а очень много.
Прежде всего, это антикварная мебель – обеспеченные люди той эпохи гордились добротными фамильными шкафами и буфетами, не желая менять их на современный ширпотреб. А те, кто не мог похвастать таким ценным наследием, стремились всеми правдами и неправдами достать подобные экземпляры.
Обратите внимание на чудесный шкафчик-поставец, сервант, столик, кресла и стулья из натурального дерева, которые расставлены по комнате – им явно не один десяток лет. На шкафу и столе стоят необычные вазы – то ли антикварные, то ли качественная реплика. Скорее всего, тоже подарок пациентов.
Примечательны и красные с золотым рисунком обои – они назывались «королевскими» и считались особым шиком.
Тогда трудно было достать отделочные материалы такого насыщенного и яркого цвета. А те, кому все же удавалось, платили немалые деньги за свое приобретение.
Однако вместе с раритетными вещицами в квартире попадаются и совершенно безвкусные. Картина в роскошной раме, напоминающей по стилю барокко, соседствует с бумажными изображениями красавиц то ли из календарей, то ли из зарубежных журналов.
Не менее китчевым выглядит и ковер советского производства на полу самого простецкого вида, сделанный из смеси шерсти с синтетикой.
А вот шторы великолепно вписываются в общий стиль, красиво оттеняя старинные предметы и придавая благородство пёстрому, эклектичному интерьеру. Близко их не показывают, но их материал очень напоминает плотный с золотистым узором.