Как увлечение керамикой стало бизнесом: история Софии Венцислицкой
От дизайна одежды — к керамике
София, кто вы по образованию и как ваша жизнь оказалась связанной с керамикой?
По специальности я дизайнер женской одежды. Примерно 20 лет работала в большой российской фирме, прошла путь от простого дизайнера до главного. В финале карьеры создавала концепции новых коллекций, цветовые палитры на основе трендов, курировала работу дизайнеров, которые превращали мои идеи в готовый продукт.
Раз в три года ходила на собеседования в надежде найти место, где создают более творческую дизайнерскую одежду. О керамике, конечно, тогда никаких мыслей не было. Собеседования же показывали, что везде всё примерно одинаковое, и... я вновь возвращалась в свою компанию. В какой-то момент стало понятно: нужно начать свое дело. На тот момент я посетила три мастер-класса по керамике, но никаких особых открытий они мне не принесли. Я рассказала об этом своей подруге, которая уже занималась керамикой, и мы решили что-то попробовать сделать вместе. Подруга, к слову, тоже дизайнер одежды, а значит, человек с логическим мышлением. Мы с ней составили бизнес-план, поразмышляли, кто наш конечный покупатель, придумали, каким будет наш продукт.
С каких изделий вы начали?
Это были тотемы – композиции, состоящие из растительных элементов и помещенные на подставку. В различных культурах тотемы несли свою смысловую нагрузку: люди им поклонялись, загадывали благосостояние, любовь, еще что-то. Мы подумали, что делать тотемы – это классно.
Через некоторое время к нам пришли интерьерные дизайнеры. Один купил сразу несколько композиций, и это, конечно, очень воодушевило. На тот момент я продолжала работать дизайнером одежды, а керамикой занималась после основной работы. Мой офис был хорошим рынком сбыта и помогал изучать покупательский спрос. Однажды пришла коллега и сказала: «Тотемы – это здорово, а можно сделать так, чтобы эта штука еще и светила?» Сейчас на рынке много подобных примеров, а тогда керамические светильники были в новинку. Мы удивились, но решили попробовать.
Буйство цвета как творческий метод
Какими были ваши первые шаги в керамическом бизнесе?
Мы посчитали, сколько уйдет на материалы, прикинули стоимость продукта. Мастерскую решили не снимать: подумали, что можно на первых порах все делать дома. У подруги на балконе стояла печь, в которой мы обжигали первые работы. Примерно в тот же период мы придумали бренд и сформулировали его главную идею. Нам нравилось использовать в работах латиноамериканские, азиатские мотивы, яркие, бушующие цвета и образы. Так родилось название бренда – Wild One.
Как вы планировали продвижение продукции на рынке?
Массовое копирование, продажа на маркетплейсах меня не интересовали. Все-таки это не классический бизнес, а скорее художественный проект, который приносит деньги. Поэтому мы решили сделать акцент на работу с дизайнерами, использующими наши изделия в интерьере, стилистами, которые берут их на съемки. Ну и, конечно, я серьезно подошла к работе с соцсетями и стала участвовать в фестивалях и маркетах, которые дают возможность напрямую выходить к покупателю.
Насколько вам легко даются современные инструменты маркетинга, например соцсети?
Ну, во-первых, мне это не сложно. Во-вторых, я уверена, что любой производитель в наше время обязан в этом разбираться. Как минимум быть в курсе процессов, чтобы нанять правильного специалиста, который будет выполнять рутинную работу. Сейчас я веду соцсети сама, и это отбирает время у творчества.
В свободном плавании
В какой момент вы ушли из фирмы?
Во время второго декрета. У многих женщин в этот момент происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется возможность что-то изменить. Я весь декрет работала дома, просто не могла остановиться! Старший сын уехал, и мы с мужем в его комнате устроили мастерскую. Для себя загадала: если к концу декрета смогу зарабатывать дома столько же, сколько в офисе, то не вернусь туда. И чудо произошло! Когда я пришла в офис увольняться, директор предложил мне должность, о которой я мечтала все 20 лет. Нет, спасибо, ни за какие деньги, ведь я уже вкусила творчества и свободы.
Как вы построили производство на новом уровне?
Сейчас у меня арендованная мастерская, я купила две печи, раз в месяц веду мастер-классы. Они очень поддерживают в финансовом плане. Когда надо сделать какие-то повторы для заказчиков, ко мне присоединяется помощница.
Где вы ищете вдохновение для своего творчества?
В первую очередь меня вдохновляют покупатели. Они рассказывают мне об эмоциях, которые вызывают у них изделия Wild One. Еще один источник вдохновения – природа. Я не копирую напрямую цветочки-лепесточки. Лишь намек, какое-то движение: никогда нельзя понять, какое именно растение стало источником вдохновения. Часто люди пытаются описать словами, как они поняли мою работу, а я обнаруживаю, что имела в виду совсем другое. Выходит, работы прирастают новыми смыслами и получается сотворчество.
Какими качествами должен, на ваш взгляд, обладать хороший художник-керамист?
Для меня это наблюдательность. Не обязательно ехать в Таиланд, чтобы увидеть что-то красивое. Можно заметить интересное сочетание фактур у себя во дворе, разглядеть в лесу необычное дерево, получить новую идею, рассматривая траву. Очень люблю оранжереи и их буйную растительность. В Москве регулярно хожу в «Аптекарский огород», стараюсь посещать оранжереи, когда бываю в путешествиях. Мы мечтаем с мужем, он у меня художник по дереву и реставратор старинной мебели, переехать подальше от Москвы в свой дом, чтобы находиться на природе все 24 часа.
Какие работы вы представляете на зимнем маркете 4Сeramics в эти выходные?
Я представлю максимально широкий ассортимент работ – от бюджетных керамических наверший для бутылок (3500 руб.) до напольных торшеров (около 70 000 руб.). Обязательно будут вазы, светильники, тотемы и столики.
К каждому маркету я придумываю новую концепцию, новую световую и фактурную палитру для работ и оформления стенда. На этот раз я взяла за основу красно-черную тему и заказала дагестанский ковер в этих цветах. Хочу, чтобы Wild One в этот раз выглядел по-настоящему «страстным».
Керамика доступна всем
Что бы вы рекомендовали человеку, который хочет попробовать себя в керамике?
Керамика доступна всем, для этого не обязательно иметь художественное образование. Среди моих коллег есть маркетологи, экономисты, менеджеры. В какой-то момент они решили, что им интересно что-то новое, и стали заниматься глиной. Сначала люди боятся: «Я точно смогу такое сделать?» «Точно», – отвечаю я. Начать можно с нескольких мастер-классов, а затем выбрать мастера, который тебя вдохновляет, работы которого заводят. В наше время вовсе не обязательно заканчивать институт, чтобы заниматься керамикой. Гораздо важнее упорно трудиться, искать новые знания, развивать насмотренность.
Керамика сейчас на пике популярности. Найдется ли место для новых проектов?
Сто процентов найдется. Все зависит от того, насколько вы будете творцом, отличающимся от других. Поначалу все копируют, а потом нащупывают свой путь и свой стиль. Есть разные ниши, в которых можно себя найти. Главное, быть в них лучшим.