«Машина Брежнева»: как создавали легендарную советскую «Чайку»
Почему «Чайка» была легендой в СССР
Приобрести такую машину могли только первые лица страны, чиновники, номенклатура, партийные руководители и прочие «небожители». Остальные граждане лишь видели этот автомобиль на дорогах, кое-что знали о нём и, конечно же, мечтали о такой машине. Впервые появившись в конце 50-х, «Чайка» выпускалась до 90-х годов, вплоть до развала Советского Союза.
Где производили «Чайку»
«Чайка» начиналась с «Волги». А «Волга» начиналась с «Форда» на Горьковском автомобильном заводе. Да, такая вот головоломка. А сейчас обо всём поподробнее. Собирали этот автомобиль в СССР на Горьковском автомобильном заводе (Нижегородский автомобильный завод — НАЗ). А его было решено построить ещё в 1929 году, когда в СССР активно шла индустриализация страны. Конечно, без своего собственного автопрома в таком деле молодому государству было не обойтись. Поэтому руководство СССР и обратилось к американцам, подписав с «Фордом» соглашение о совместном строительстве предприятия по сборке автомобилей. Завод был построен 1 января 1932 года. Сразу после открытия предприятия с его конвейера завода сошла первая «полуторка» — грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). Чуть позже появились первые легковые автомобили — фаэтоны ГАЗ-А.
На автомобилях ГАЗ-АА и ГАЗ-А и обкатывалось автопроизводство СССР, которое в те годы ещё только развивалось, а советские инженеры и рабочие нарабатывали опыт. Влияние «Форда» потом ещё долго сказывалось на внешнем облике, конструктивных и инженерных решениях, которые использовались в автомобилях Горьковского автозавода. Первый автомобиль, который вышел на заводе после Великой Отечественной — «Победа» (ГАЗ-М20). Именно этот автомобиль стал прототипом первой «Волги» — известного нам ГАЗ-21. А после «Волги» появилась «Чайка».
Как создавали «Чайку»
До того, как «Чайку» начали производить, в СССР был другой автомобиль представительского класса — ГАЗ-М-12 («ЗиМ»). И, всё с этой машиной, вроде бы, было в порядке, но в 50-х годах начал активно меняться дизайн автомобилей во всём мире и «ЗиМы» смотрелись на этом фоне очень старомодно по сравнению с зарубежными аналогами. Поэтому было решено создать новую, более современную модель на основе «ЗиМа».
Как мы уже упоминали, горьковчане придерживались американской автостроительной школы, поэтому при создании нового автомобиля представительского класса они ориентировались на последние тенденции дизайна автопрома за рубежом, изучив новинки марки Паккард сезона 1955 года — Patrician и Caribbean.
Специально для «Чайки» был разработан новый восьмицилиндровый двигатель, который был очень мощным: при объёме 5,5 литра он и выдавал 195 лошадиных сил! Плюс в пару к такому крутому мотору добавили доработанную автоматическую трехступенчатую коробку передач ГАЗ-21. Кроме этого новый советский автомобиль получил пятидиапазонный радиоприемник с автонастройкой и электрическим приводом антенны, а также электрические стеклоподъемники. Это был настоящий прорыв, ничего подобного советский автопром до этого не предлагал.
Некоторые эксперты утверждают, что оформление переднего фасада машины было полностью скопировано у Паккарда, но так считать было бы неправильным. У «Чайки» было много дизайнерских решений, которые родились именно на ГАЗе. Советская машина была шире американской, но при этом выглядела изящной и динамичной, от американца у неё отличались пропорции и некоторые дизайнерские решения. «Чайка» оправдывала своё название, это был очень красивый и стильный автомобиль.
Когда вышла первая «Чайка»
Новый ГАЗ-13 вышел с конвейера Горьковского автозавода в начале 1959 года. «Чайка» вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома. Выход первой модели с конвейера был приурочен к ХХI съезду ЦК КПСС. Именно на этом съезде провозгласили окончательную победу социализма в СССР и обнадёжили советских людей тем, что 80-х годах наступит коммунизм. Посмотрите на канале AutoreviewRu рассказ об автомобилях ГАЗ-13 и ГАЗ-14.
Сколько «Чаек» выпустили в СССР
Производство «Чаек» было мелкосерийным. За все время производства автомобилей ГАЗ-13 и ГАЗ-14 (то есть, до 1989 года) было выпущено только 4300 экземпляров «Чаек». Для некоторых, особенно важных заказчиков были разработаны штучные экземпляры. Были машины, которые собирали исключительно для первых лиц государства.
Новый автомобиль выпустили сразу в нескольких модификациях: бронированный — ГАЗ-13А, «кабриолет» («фаэтон») — ГАЗ-13Б, медицинский — ГАЗ-13С. Выпуск автомобилей этой серии закончился в 1977 году. ГАЗ-14
С 1977 года ГАЗ-13 выпускался параллельно с новой моделью — ГАЗ-14. Новая модель представительского лимузина была разработана, как и предыдущая, из-за необходимости соответствовать новому дизайну машин американского производства. Разработки автомобиля ГАЗ-14 велись на протяжении десятилетия. Но новая модель «Чайки» так и не смогла сместить предыдущую с негласного пьедестала.
Кто ездил на «Чайке»
Самый первый экземпляр ГАЗ-14 подарили Брежневу на день рождения ещё до официальной презентации нового автомобиля. Поэтому «Чайку» и называли «машиной Брежнева». На «Чайке» ездили высокопоставленные чиновники, партийные бонзы, высшие чины армии и полиции, а также самые известные люди в СССР. Известно, что в число счастливчиков, обладавших таким автомобилем, вошли писатель Михаил Шолохов и космонавт Валентина Терешкова.
«Чайка» работала на имидж страны и за рубежом: половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на «Чайках». Послы многих стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Кстати, наш представительский автомобиль получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.
В каких фильмах снималась «Чайка»
«Чайку» нельзя назвать очень популярной «актрисой», но всё же в нескольких фильмах эта машина снялась. Увидеть автомобиль ГАЗ-13 вы сможете в кинофильмах: «Укрощение огня», «Тридцать три», «Олигарх» («Охотники за черепами»). А ГАЗ-14 снялся в фильмах «Парижская любовь Кости Гуманкова» и в ленте «Ласковый май».