«Копейка», о которой мечтали многие: история «Жигулей» — лучшего автомобиля 20 века
Почти «итальянец»
Идею создания в СССР очередного предприятия по производству автомобилей подал председатель Совета министров Алексей Косыгин. Инициативу поддержал Леонид Брежнев. Власти собирались предложить гражданам страны новый массовый автомобиль, за который люди охотно платили бы деньги (а не «относили их в сберегательную кассу»). Надеялось руководство страны и на то, что новый автомобиль будет иметь спрос за рубежом, а значит — поможет поддержать отечественный автопром и экспортные позиции страны. Власти активно вели поиски партнёров и выбрали итальянский ФИАТ, который предложил самые выгодные условия.
В 1966 году началось строительство автозавода в Тольятти. Согласно договору между Министерством автомобильной промышленности СССР и концерном «Фиат», совместная работа ведомства и предприятия предполагала не только возведение завода, но и комплектацию его оборудованием, а также обучение персонала. В договоре определялись и будущие модели для совместного производства: седан (будущий ВАЗ-2101), универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). Прототипом для всех будущих советских моделей выбрали ФИАТ-124, который получил в 1967 году титул «Автомобиль года».
Чем «Жигули» отличались от ФИАТа
Перед тем, как приступить к работе над автомобилем собственной марки, конструкторы завода изучили недавно завезенные в СССР несколько экземпляров ФИАТ-124. А до этого итальянские автомобили, в рамках специальных испытаний, катались по всему Советскому Союзу. Во время испытаний обнаружилось, что ФИАТы не так уж и хороши на наших дорогах. Вернее, на просёлочном бездорожье. У «итальянцев» был маленький дорожный просвет, а также возникли в стрессовых условиях проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов.
Поэтому советский вариант ФИАТа был похожим на своего ближайшего «предка», скорее, внешне. Отличить советский автомобиль можно было по более массивным клыкам бамперов, утопленным ручками дверей и эмблемам. Однако внутри отличий было гораздо больше.
Итальянские конструкторы учли замечания советских инженеров. Новую машину адаптировали, прежде всего, под наши дороги, увеличив дорожный просвет. В общей сложности в конструкцию ФИАТа внесли более восьмисот изменений. В их числе были изменения в ходовой части и трансмиссии, был усилен кузов. ВАЗ-2101 стал отличаться от прототипа тормозами — сзади поставили барабанные механизмы, которые легко переносили плохие дороги. В будущую «копейку» поставили 1,2-литровый мотор мощностью в 64 лошадиных силы. Может быть, мощность новой отечественной машины была не такой уж и большой, но для массового автомобиля этого было вполне достаточно.
Почему именно «Жигули»
Первые шесть экземпляров серии ВАЗ-2101 на заводе собрали в апреле 1970 года. Работа главного конвейера началась в начале осени и уже 9 сентября с него сошли первые серийные «Жигули». Посмотрите на канале «Советское телевидение. Гостелерадио» уникальные исторические кадры первого появления автомобилей «Жигули» на городских улицах в 1970 году.
Почему новый советский автомобиль получил название «Жигули»? Так называются горы в составе Приволжской возвышенности. Некоторое время автомобили ВАЗ-2101 назывались именно так, но вскоре, после того, как наш автомобиль пошёл на экспорт, возникли кое-какие проблемы. Дело в том, что сразу в нескольких европейских странах слово «Жигули» ассоциировалось со словом «Жиголо». Поэтому на внешнем торговом рынке это название вскоре заменили на марку «LADA».
«Жигули» за границей
«Копейки» поехали за границу с 1973 года. Тогда ВАЗ-2101 и машины, собранные на его основе, котировались за рубежом. Для западноевропейского рынка это был всё тот же, хорошо известный потребителям ФИАТ, только продавался он по гораздо более комфортной цене. А в социалистических странах «Жигули» быстро стали дефицитом — за автомобилем приходилось стоять в очереди, чтобы его купить.
Лучший отечественный автомобиль 20 века
«Жигули» стал самым массовым автомобилем в СССР. До конца 1970 года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году — 172 175, в 1973 году — 379 007. Всего с 1970 по 1988 годы на базе ВАЗ-2101 было выпущено около 4,8 миллионов автомобилей разных модификаций. При этом спрос на «Жигули» был таким большим, что продажи автомобилей ограничивались лишь объёмами производства на ВАЗе.
Нередко автомобили ВАЗ-2101 демонстрировали чудеса долгожительства: капремонт машинам требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы во Владивосток. А некоторые экземпляры бегали без капитального ремонта по 20 и более лет при постоянной эксплуатации! Благодаря этому и другим достоинствам «Жигули» считается легендой отечественного автопрома. За выпуск первой модели в 1972 года ВАЗ получил Международную премию «Золотой Меркурий». А в 2000 году, по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём», ВАЗ-2101 был признан лучшим отечественным автомобилем двадцатого века.
Народная любовь и прозвища
Первый «Жигули» (ВАЗ-2101) выпускали так долго, что за это время к автомобилю успели приклеиться несколько прозвищ. Сначала машину называли «единичкой», а позже переименовали в «копейку». Собственно, после этого другие модели на основе первой стали называть цифровыми прозвищами. Так, советский универсал ВАЗ-2102, который нравился многим дачникам, получил название — «двойка». ВАЗ-2103 с движком мощностью в 72 лошадиные силы и более комфортным салоном называли «тройкой», а универсал ВАЗ-2104 — «четверкой». И так далее, вплоть до «семёрки», которая выпускалась до 2011 года. Всё это большое автомобильное сообщество называется «классическим» семейством автомобилей ВАЗ, под этим брендом машины выходили до 17 сентября 2012 года...