В Москве открылась выставка «Михаил Барышников. Метафизика тела»
Гости выставки первыми увидели более шестидесяти снимков советско-американского артиста балета и хореографа, признанного одним из величайших балетных танцовщиков ХХ века. В пяти фотографических сериях Роберт Уитмен передал всю грацию, харизму и обаяние Михаила Барышникова. В элегантных, игривых и чувственных образах Барышников прекрасен и органичен, черно-белые снимки складываются в уникальную ретроспективу и посещение выставки дарит ощущение реальной встречи с искусством танцовщика. Роберт Уитмен лично присутствовал на открытии выставки, общался с журналистами и гостями, отвечал на вопросы о своей работе с Барышниковым.
Пять творческих встреч Роберта Уитмена и Михаила Барышникова в период с 1995 по 2015 год обернулись пятью фотографическими сериями. Каков бы ни был повод для съемки, фотограф неизменно ловит завораживающую грацию и харизму Барышникова, которыми восхищался, среди многих, поэт Иосиф Бродский. В «Диалогах...» с Соломоном Волковым Бродский отмечает: «Когда я вижу на сцене Барышникова, то это ощущение совершенно потрясающее. Я даже думаю, что это вообще уже даже и не балет — то, чем он занимается. На мой взгляд, это чистая метафизика тела. Нечто, сильно вырывающееся за рамки балета. Михаил Барышников — это некое умное тело, которое несет в себе целый мир». Бродский и Барышников покинули Советский союз в начале 1970-х, став в эмиграции большими друзьями.
В поздней серии фотографий — 2015 года, сделанной по заказу танцовщика к 10-летию его Центра в Нью-Йорке (BaryshnikovArtCenter), мы видим зрелого танцовщика уже куда более статичным и серьезным, но не менее выразительным. В экспозиции будут также представлены контактные отпечатки серий, которые откроют закулисье съемочного процесса.
Серия «Миша и Мерс» 1999 года — это уникальная серия фотографий репетиций Барышникова с известным американским хореографом-новатором Мерсом Каннингемом. Это настоящий дуэт двух великих мастеров балета.
Документальную съемку продолжают кадры повседневных тренировок танцовщика, а также репетиции в составе труппы Американского театра балета в 2002 году (спектакль «Solo With Piano or Not»). Причина такого доверия, по мнению фотографа, кроется в следующем: «Я думаю, Михаилу нравится работать со мной, потому что он любит мой стиль. Я ведь всегда работаю один. Только я и камера. Никаких ассистентов, людей на площадке, искусственного света. Я так не работаю, я использую только натуральный свет».
«NESCAFÉ является официальным партнером балетов Большого театра. — рассказывает Мария Ткалич, Директор бизнеса Кофе и Напитки. — Для нас эта великолепная выставка -еще одна возможность поддержать диалоги об искусстве вне стен Большого. И отчасти восстановить связь с гениальным соотечественником посредством выразительных, органичных, ироничных, утонченных работ Роберта Уитмена».
В рамках закрытых мероприятий на протяжении всей выставки, которая продлится до 22 января 2017 года, будут проходить ароматные дегустации от бренда NESCAFÉ. Следите за расписанием на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер.