Как крутится «Мельница»
Нам с сыном посчастливилось попасть на экскурсию на студию «Мельница», когда еще шла работа над фильмом, и увидеть процесс создания от рабочих калек до нескольких минут уже собранного нового фильма.
По тем кадрам, что мы увидели, фильм обещает быть очень веселым, зажигательным и красивым – ведь это великолепно умеет делать на киноэкране мастер анимации, художественный руководитель студии и режиссер Константин Бронзит.
Он советует обратить внимание на нового персонажа, разработанного им для этой серии, – Леонида, сына Василевса, и выражает надежду, что его яркий характер понравится зрителю, а шутки не дадут заскучать.
Родом с Мельничной улицы
Студия «Мельница» существует с 90-х годов и первым ее проектом стал сериал «Приключения в Изумрудном городе». Далее последовал полнометражный анимационный фильм «Карлик Нос» режиссера Ильи Максимова. Но настоящая слава пришла к студии с выходом на экраны «богатырской» серии. Сейчас это уже восемь фильмов. Среди поклонников богатырской тематики и взрослые, и дети.
Сегодня «Мельница» – это огромное, постоянно развивающееся и совершенствующееся производство. Здесь делают несколько анимационных проектов в год. Кроме полнометражных фильмов студия производит сериалы для малышей («Лунтик» и «Барбоскины»), а еще запускаются авторские фильмы, имеющие огромный успех.
На базе «Мельницы» Константин Бронзит создал несколько своих авторских проектов, один из которых – «Мы не можем жить без космоса» 2014 года. Фильм собрал более 50 высоких наград.
Экскурсия на производство – это лучший опыт для человека, интересующегося данной тематикой, возможность прикоснуться к профессии изнутри. А поскольку мой сын бредит анимацией и сам уже снял в домашних условиях несколько небольших мультиков, ему было это особенно полезно.
Недавно у «Мельницы» появилось новое здание – на улице Большевиков, 34, корпус 2, специально созданное для удобного размещения крупного производства (раньше она располагалась на Мельничной – отсюда и ее название). На трех этажах находятся цеха 2D- и 3D-анимации, студии звукового и шумового озвучания, монтажные и залы для предварительного просмотра. В общем, есть на что посмотреть своими глазами!
Мультипликационная кухня
Создание анимации – гораздо более трудоемкий и творческий процесс, нежели съемки игрового фильма. В игровом кино образ создается с помощью игры реальных актеров, в реальных декорациях. У режиссера игрового кино есть масса возможностей что-то поправить, переснять, перемонтировать и, в конце концов, доснять.
Режиссер анимации – это человек-оркестр, который держит в своей голове весь замысел целиком: образ, атмосферу, ритм действия, протяженность сцен, диалоги, музыку, звуки и шумы. Еще до создания первых секунд изображения он творит свою вселенную от нуля. И еще все это должно укладываться в определенный тайминг.
Режиссер по сценарию создает аниматик и раскадровку, от качества которых и от умения режиссера рисовать зависят качество и скорость дальнейшей работы над созданием лейаута (Layout). Именно на этой стадии уже начинают создаваться фоны и делают черновое озвучание.
Лейаут является своеобразным планом, скелетом, который начинает обрастать подробностями. Также это расстановка сцен в мизансцене, отработка опорных движений, эмоций, ракурсов. На стадии лейаута каждой сцене и каждому кадру присваивается нумерация, а далее все производство уже строится вокруг заданной системы, работают целые цеха художников.
Любой промах режиссера, который вплотную работает с художником лейаута, ведет за собой исправление в огромном объеме работы. Ведь каждая секунда изображения – это от 12 до 24 кадров, в создании которых принимает участие огромное число специалистов: аниматоров, прорисовщиков, художников, занимающихся заливкой и фонами.
Прежде чем дойти до стадии монтажа и озвучания, каждый кадр проходит несколько этапов. И качество работы зависит от слаженности действий талантливого режиссера и творческой группы.
Волнующий вопрос
Переходя из комнаты в комнату студии, мой сын примеривал на себя работу каждого звена. Особенный восторг вызвали спецэффекты, студия 3D-анимации и студия шумового озвучания.
А у меня возник вопрос – где всему этому научиться, где готовят профессионалов для этой области. Аниматоры рассказывали про курсы в Интернете, про опыт отдельных небольших работ и самообразование. Мастера спецэффектов – про первое техническое образование и дальнейшее изучение программ. У каждого из них был свой путь в профессию, и достаточно сложный.
А вот что на тему образования сказал руководитель студии, продюсер Александр Боярский.
«ДО»: Современные дети вовлечены в процесс создания анимации с помощью современных технологий. Существует ли какая-то программа образования, чтобы стать профессионалом в данной области?
А.Б.: К детским студиям мы отношения не имеем, в том смысле, что никого не курируем. Но, если они к нам обращаются с просьбой показать, как тут все устроено, мы идем навстречу, конечно. Раньше экскурсии у нас были очень часто, и это стало мешать работе – очень отвлекались люди, поэтому теперь экскурсии проходят реже. Мы участвуем в конкурсах, обсуждениях. Только в этом сотрудничаем.
Что касается кадров для студии, это курсы (студийные). На работу в студию мы стараемся брать уже состоявшихся профессионалов. Как в оркестр, например, приходит скрипач, за плечами которого музыкальная школа, училище и консерватория. Хотя в профессию аниматора переходят уже состоявшиеся художники, аниматор – это прежде всего артист, который остается за кадром. К нам приходят художники после Академии. И у нас на курсах учатся и становятся аниматорами. Потом год или два они работают, а потом либо взлетает человек, либо нет.
Ответу Александра Боярского вторил и Константин Бронзит:
«ДО»: Что бы Вы посоветовали современным молодым людям, которые увлечены созданием анимационных фильмов?
К.Б.: Если молодой человек не видит себя в другой области, а только в этой и его ничего не пугает, ну что ж, я скажу – вперед! Где этому учиться? Везде. Самому. Читайте книжки, смотрите кино, слушайте умных людей. Опять читайте книжки про мультипликацию. Работайте в ней, и тогда лет через дцать, возможно, будет результат.
После экскурсии мой сын уходил вдохновленным и задумчивым, пытаясь усвоить полученную информацию. Прикосновение к профессии состоялось! Так что будем читать умные книги, ходить на познавательные экскурсии и смотреть отличные фильмы, в том числе и студии «Мельница».
Лариса Канивченко