Наши права в медицине

По опросам ВЦИОМ, 70% россиян недовольны тем, как работает система здравоохранения. Что мы должны получать по закону?
Наши права в медицине
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Права пациента в нашей стране — это бесплатная медицина в государственных и муниципальных учреждениях и получение полной информации о состоянии здоровья, сведений о результатах обследования, о диагнозе и прогнозе, методах лечения, а также связанных с ними рисках. Но при этом специалистам в государственных клиниках в среднем отводится 12 минут на прием каждого пациента. Можно ли тут говорить о высоком качестве медицинской помощи? Лучшее, что вы можете сделать в создавшейся ситуации, это не сетовать на несоблюдение прав пациента и проблемы государственного здравоохранения, а взять под контроль ваше собственное здоровье и здоровье ваших близких.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уделяйте внимание профилактике. Предотвратить заболевание всегда и проще, и дешевле, чем разбираться с имеющимся диагнозом. С 2013 года в России вновь введена всеобщая диспансеризация, что должно существенно упростить такие профилактические обследования. Все-таки бесплатная медицина существует и этим нужно пользоваться.

Права пациента: памятка

  • Доверяйте врачу, но проверяйте. Каким бы внимательным ни был врач, к которому вы обратились, но он все же живой человек, пациентов у него много, и каждый из них требует внимания. Если качество медицинской помощи вас не устраивает или вы сомневаетесь в поставленном диагнозе, не стесняйтесь обратиться за консультацией к другому специалисту. Проверяйте и консультируйтесь до тех пор, пока вы не будете убеждены, что принимаете верное решение.
  • Обращайте внимание на тревожные симптомы. Помните, что легче всего справиться с болезнью, если начать лечение на ранней стадии, поэтому внимательно следите за здоровьем и самочувствием. Не игнорируйте тревожные симптомы — кровотечения, головные боли или боли в груди, острые боли в животе, перепады давления, резкие колебания веса, которые происходят без объективных причин и вашего желания, потерю сознания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Достаточно ли внимателен ваш врач?

Елена Дублина, к. м. н., врач-гастроэнтеролог, медицинский советник по гастроэнтерологии компании «АстраЗенека Россия»

Объективно оценить работу медика и качество медицинской помощи можно только по результатам лечения. К примеру, если вы пришли к терапевту, то последовательность приема примерно такая: доктор расспросит вас о жалобах и симптомах, о том, когда они появились и как развивались.
Если врач видит вас впервые, то расспросит вас об анамнезе жизни — аллергии, наследственности, перенесенных заболеваниях, вредных привычках. Затем приступит собственно к осмотру, во время которого он прослушает ваше сердце, легкие, измерит артериальное давление, пропальпирует живот. Если вы уверены, что врач недостаточно внимателен и не использует весь спектр обследований, доступных ему и необходимых вам, можно обратиться к заведующему отделением данного лечебного учреждения. Как правило, это бывает эффективно. Если зав. отделением не смог помочь, на очереди главный врач. Если и администрация не развеяла ваши сомнения, что бывает довольно редко, можно обратиться в страховую компанию, телефон которой указан на полисе ОМС.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До приема

  • Сформулируйте вопросы. До визита к врачу составьте список всех жалоб и проблем, которые вам хотелось бы обсудить. Запишите вопросы, чтобы во время приема, когда вы будете нервничать, ничего не забыть. Если врач понимает, что вы подготовлены, а не просто изливаете на него свои эмоции, он будет относиться к вам более внимательно.
  • Подготовьте сведения о лечении. Если раньше вы обращались к врачу с той же проблемой и уже проходили лечение, возьмите с собой на прием все документы, которые у вас есть. Это может дать доктору необходимую информацию о датах, процедурах, дозировках. Особенно полезны бывают выписки из стационаров, потому что содержат сжатую и полную информацию.
  • Составьте список лекарств, которые в данный момент принимаете. Чтобы правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение, врачу обязательно нужно знать обо всех препаратах, которые вы уже принимаете. Чтобы на приеме не тратить время, мучительно пытаясь вспомнить названия и дозировки, заранее составьте список и постарайтесь ничего не забыть.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

какие обследования вам нужны?
  • Даже если вы считаете себя здоровой, раз в год стоит проходить профилактическое обследование. Необходимый минимум включает консультацию терапевта, стоматолога, гинеколога для женщин и уролога для мужчин и лабораторные исследования — общий анализ крови и мочи, электрокардиограмму, флюорографию ибиохимический анализ крови на печеночные пробы, уровень сахара и холестерина. Кроме того, женщинам после 45 лет рекомендуется посещать маммолога 1 раз в два года.
  • Детям до года необходима консультация педиатра 1 раз в месяц, консультации специалистов — 1 раз в 4 месяца. Ребенка от 1 года до 2 лет нужно раз в три месяца показывать педиатру и 1 раз в год специалистам. От 2 до 3 лет — педиатра рекомендуется посещать 2 раза в год, специалистов — 1 раз. После 3лет, если нет жалоб, достаточно обследоваться 1 раз в год.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На приеме

  • Говорите честно и точно. Не пытайтесь приукрасить ситуацию, не замалчивайте симптомы, не утаивайте «неудобную» информацию. Подробно расскажите врачу обо всех волнующих вас симптомах, максимально правдиво и точно отвечайте на вопросы. Вся эта информация необходима, чтобы правильно поставить диагноз, назначить методы обследования и терапию.
  • Задавайте вопросы. Не стесняйтесь попросить врача дать разъяснения, если смысл его слов вам не совсем понятен. Пациент имеет право на полную информацию о состоянии своего здоровья, предстоящих ему обследованиях и вариантах лечения. Некоторые врачи склонны сыпать латинскими выражениями, понять которые пациент не в состоянии. Но в ваших интересах добиться взаимопонимания. Внимательно слушайте и при необходимости переспрашивайте.
  • Контролируйте эмоции. На приеме у врача большинство пациентов волнуются, а если речь идет о серьезных заболеваниях, то эмоции часто накаляются. Возможно, вам кажется, что врач неправ или делает для вас недостаточно, но все же не грубите и не повышайте голос.
  • Доверяйте врачу. Пациент, который с первых же минут демонстрирует недоверие, не вызывает у доктора ничего, кроме раздражения. Будьте внимательны, задавайте дополнительные вопросы, старайтесь выстроить диалог и разобраться, достоин ли врач вашего доверия.
  • Делайте записи. Во-первых, для того чтобы самой не забыть ничего важного. Во-вторых, если назначения врача вызывают серьезные сомнения, у вас будет документальное подтверждение. В этом случае лучше всего делать аудио- или видеозапись.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После приема

  • Сохраняйте медицинские документы. Это даст врачу информацию о датах, лечении, дозировках. Требуйте копии всех заключений, результатов анализов и обследований. Собирайте документы в особую папку, чтобы в будущем предоставить врачу необходимые сведения и не повторять ненужные обследования.
  • Отнеситесь к лечению, как к делу: внимательно, настойчиво и без лишних эмоций. Если вы доверяете диагнозу и назначенному лечению, делайте все в точно так, как вам прописали. Не меняйте дозировку, не пропускайте процедуры, не вносите собственных поправок.


знание прав можетспасти вам жизнь

Александр Саверский, президент общественной организации «Лига пациентов», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации

Когда врач видит, что вы разговариваете как человек, который знает свои права, он отнесется к вашему случаю более внимательно. К примеру, к вам приехала «скорая»,
которая по каким-то причинам отказывается везти вашего ребенка в больницу. У вас есть два пути: вы можете накричать на врача, и в некоторых случаях это поможет. Но
можете и спокойно сказать, что вы позвоните в полицию и действия врача будут квалифицироваться, как оставление в опасности — по статье 125 УК РФ.
Не идите наповоду у медиков. Вы должны знать о ваших болезнях больше, чем сами врачи. Только тогда вы сможете обсуждать формы и способы лечения, а главное — риски, с этим лечением связанные.
Отношения «врач — пациент» — это своего рода ролевая игра. Не оспаривайте авторитет врача, но применяйте тактику вопросов. Спрашивайте о процедурах и обследованиях, возможно, есть менее эффективные методы лечения, но и риски у них значительно ниже. Вы имеете право знать все детали, которые должны быть изложены в доступной форме. Если врач отказывается отвечать на вопросы или отвечает непонятно, идите к другому специалисту. Если с вас просят деньги в районной поликлинике, помните, что это нарушает ваше конституционное право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. А нарушением прав занимаются правоохранительные органы и суды.