Кампании по борьбе с курением могут вызывать обратный эффект
По крайней мере, такой вывод сделан в исследовании, опубликованном в ноябре 2015 в журнале Social Science & Medicine.
На самом деле, постоянные страшилки о последствиях курения и негативные социальные стереотипы могут заставлять курильщиков курить еще больше? Почему? Постоянное агрессивное давление со стороны общества вызывает у курильщиков различные, но типовые реакции: гнев, желание защититься или падение самооценки. В любом случае это стресс, который никак не способствует свободному выбору «курить или не курить».
Исследователи назвали падение самооценки «само-стигматизацией». Курильщики, более чем в 600 отчетах описывали себя как «прокаженных», «изгоев», «плохих людей». Как бы то ни было, независимо от типовой реакции, курильщики отмечали, что им сложно бросить курить, а все их попытки заканчивалиьс рецидивом. И если для одних это был протест вида: «Я пить не брошу, но курить не перестану», то другие просто махнули на себя рукой: «Что с меня взять, я и так хромой щенок в этом помете».
«Пора прекратить прессовать курильщиков», — считает Марвин Д. Сеппала, доктор медицинских наук, ведущий эксперт по лечению наркомании фонда Хазелден Бетти Форд, США.
«Они все знают — информация о вреде курение преследует и на каждой пачке сигарет, они слышат это повсеместно, но они не в состоянии остановиться».
Доктор Сепапала добавляет, что курение, это больше чем просто неприятная привычка, это разновидность наркомании, а упреками и общественным осуждением ни одного наркомана еще вылечить не удалось.
Поэтому создаваемое давление на психику курильщика может вызывать у него стресс, который он будет снимать самым доступным для него способом — тем же самым курением.
Интересны в этой связи два факта. Мы нисколько не имеем в виду Теорию заговора, но большинство анти-табачных кампаний открыто спонсируются производителями табака. Это факт первый. Выглядит немного параноидально: вы признаете, что ваша продукция вредна, ну так перестаньте ее прозводить, а не уговаривайте не покупать, продолжая выпускать, верно?
Факт второй: кто-нибудь слышал о закрытии табачных фабрик? Их банкротстве из-за падения спроса на табак? Нет? Мы тоже. А ведь, если бы кампании по борьбе с курением действительно были эффективными, то уменьшение количества курильщиков в первую очередь ударило бы по карману производителей сигарет.
Однако этого не происходит. Акции крупнейших табачных компаний не теряют в цене, массовых увольнений и закрытия заводов не происходит, и при этом они продолжают рекламировать вред от своего дымящегося товара.
Кажется, пора прекращать эту шизофрению, как вы думаете?
По материалам Dr Oz The Good Life Фото: fotoimedia / Ingram.