Как узнать больше о своём здоровье? 3 стратегии для разговора с врачом
Стратегия 1. Исправление
«Исправление» — это механизм самокоррекции: в разговорах врача и пациента каждая из сторон уточняет, что имеет в виду, и просит пояснений от другой стороны. Этот механизм был описан американским социологом Эмануэлем Шеглофф, одним из основоположников конверсационного анализа. Шеглофф отметил, что «общие» или «коллективные» знания зачастую таковыми не являются, сведения понимаются разными людьми по-разному.
Доктор Розмари Маккейб из Лондонского университета королевы Марии прослушала более ста записей консультаций психиатров с пациентами в поисках примеров применения стратегии исправления. Она обнаружила, что эту стратегию было легко использовать даже тем, у кого имелись трудности с общением. «Исправление» помогало разрешить вопросы и свести недопонимания к минимуму. Пациенты могут «исправить» сами себя, давая пояснения, например: «Я приходил на прием три... нет, два месяца назад». Или же они могут «исправить» своего врача, попросив его о разъяснениях. Рассмотрим пример.
Врач: Да, это возможный побочный эффект.
Пациент: Побочный эффект? [просьба о разъяснении]
Врач: Побочный эффект галоперидола [уточнение].
Пациент высказал свою неуверенность относительно понимания того, о чем говорит врач, а врач уточнил, что говорил о побочном эффекте галоперидола — лекарственного препарата, часто применяющегося для лечения шизофрении. Эти простые действия по исправлению ситуации привели к положительным результатам для здоровья пациентов. Пациенты, которые подтверждали, что поняли сообщаемую им информацию, повторяли высказывания врача, чаще придерживались предписанного лечения в течение долгого времени после приема в сравнении с пациентами, которые этого не делали. Следование предписаниям позволяло взять болезнь под контроль.
Хорошая новость: стратегию исправления в ходе диалога может использовать каждый. Нужно просто внимательно слушать врача и просить пояснить сказанное, если что-то кажется непонятным.
Маккейб высказала правильную мысль: «Эффективность лечения зависит от отношений между врачом и пациентом». Такие отношения в свою очередь зависят «от того, насколько одинаково ви́дение врача и пациента в отношении болезни и ее лечения». Женщина заключила, что для этого необходимо исследовать, как можно подтолкнуть пациентов к разъяснениям и какую роль в этом могут сыграть врачи. Отношения между врачом и пациентом по своей сути асимметричны. Пациенты могут быть замотивированы, могут попытаться пустить в ход свои социальные навыки. Но они не могут справиться в одиночку — им нужен партнер, готовый ответить на вопросы, предоставить необходимую медицинскую информацию и помочь им в реализации стратегии исправления.
Стратегия 2. Задайте мне три вопроса
Вторая стратегия борьбы с низкой медицинской грамотностью возлагает ответственность как на врача, так и на пациента — обе стороны стремятся выработать общее знание. Стратегия «Задайте мне три вопроса» позволяет пациенту узнать больше о своем здоровье, задав врачу три вопроса:
- В чем суть проблемы?
- Что мне нужно делать?
- Почему важно это сделать?
Этот перечень вопросов прекрасен по ряду причин. Во-первых, данная стратегия устанавливает определенный «якорь», в данном случае — число три. Согласно поведенческой экономике, «якорь» — численное значение, которое может казаться незначительным, но при этом ваш разум цепляется за это число, попадает под его влияние. Если вам скажут задать три вопроса (или, например, купить десять яблок), вероятность того, что вы это сделаете, выше, чем при условии, если вам скажут задать столько вопросов (или купить столько яблок), сколько вы захотите.
Во-вторых, эта стратегия выступает в качестве источника мотивации. Если вы спросите себя: «Зачем я задаю вопросы врачу?» — вы сможете дать ответ: «Потому что этого требует от меня стратегия "Задайте мне три вопроса"».
В-третьих, стратегия позволяет решить проблему социального страха — страха показаться конфликтным или глупым — путем создания новой социальной нормы. «Задайте мне три вопроса» утверждает, что роль пациента заключается в том, чтобы задавать вопросы, а роль врача — слушать и давать ответы на эти вопросы.
Четвертая причина тесно связана с третьей, но она больше касается врачей. Врач, который носит значок с надписью «Задайте мне три вопроса» или повесил в кабинете плакат с таким высказыванием, демонстрирует свою открытость к вопросам и готовность на них ответить.
Как показывают исследования, пациенты, которых научили использовать стратегию «Задайте мне три вопроса», сообщили, что «перестали бояться того, что их вопросы будут восприняты как критика», а также заявили, что использование этой стратегии убрало опасения об утаивании информации. Также исследователи пришли к выводу о том, что данная стратегия расширяет права пациентов.
Стратегия 3. Спросите меня о важном
Ниже представлен еще один перечень вопросов, который выводит вас на экспертный уровень и позволяет принимать более активное участие в процессе принятия медицинских решений с помощью критического мышления. Я разработала этот перечень вопросов под названием «Спросите меня о важном», чтобы помочь вам развить критическое мышление — это та часть медицинской грамотности, которая зачастую игнорируется. Каждый раз, когда вам нужно принять решение, когда врач выписывает вам какое-то лекарство, дает направление на анализы или на процедуры, — задавайте три вопроса.
- Каковы преимущества?
- Каковы риски?
- Какие есть альтернативы?
Эти вопросы не представляют собой чего-то из ряда вон выходящего, однако позволяют вам получить информацию, которая может противоречить предложениям вашего врача. Другими словами, такие вопросы могут раскрыть важную информацию, которую по-другому вы бы никак не узнали.
Я пользуюсь стратегией «Спросите меня о важном» всякий раз, когда мне нужно принять решение о дальнейших действиях, особенно если я не очень хорошо разбираюсь в теме. Такой подход помог мне разобраться с мигающей лампочкой на приборной панели моего автомобиля. Автомеханик объяснил мне, что эта лампочка связана с индикатором расхода топлива. Эта функция показывает, сколько миль в среднем я проезжаю на один галлон бензина. Стоимость починки лампочки без повреждения индикатора расхода топлива составляла 400 долларов. Стоило ли оно того? Чтобы ответить на этот вопрос, я воспользовалась стратегией «Спросите меня о важном».
Риск составлял 400 долларов. Преимущество было очевидным. Именно поэтому я спросила: «Какие есть альтернативы?» Я видела, что автомеханик не хотел рассказывать мне об альтернативах, но не хотел и утаивать информацию или откровенно лгать. «Я могу просто отключить индикатор. Тогда лампочка перестанет мигать, но вы не будете знать расход топлива». Такой исход был для меня вполне приемлем. И стоило это всего 50 долларов. Как вы понимаете, именно этот вариант я и выбрала. Но, как вы понимаете, я бы согласилась на более дорогой вариант решения проблемы, если бы не использовала стратегию «Спросите меня о важном».
Эта стратегия может быть очень полезна при посещении врача (и в качестве бонуса: она может принести вам пользу в автосервисе), позволить вам активно участвовать в принятии решения. Я намеренно использую здесь слово «позволить», потому что зачастую мы, пациенты, чувствуем, что не вправе задавать вопросы.
Что в итоге?
Задавая врачу вопросы, вы не обижаете его, не ставите под сомнение его компетентность. Вы имеете полное право знать как можно больше о своем состоянии, чтобы в итоге сделать осознанный выбор. Более того, ваши вопросы дают врачу возможность продемонстрировать свои знания, выходящие за рамки стандартных ответов, и поделиться ими с вами. Это может улучшить ваши взаимоотношения.
По материалам книги «От этого зависит ваша жизнь».