«Эко»,«Органик»,«Био»? Как не попасться на модную «экологичную»удочку
Что такое, кто такой?
Для начала познакомимся — что сейчас предлагается в магазинах и почему польза от этих товаров совершенно разная:
Эко/Органик:
Товар, который произведён без вреда для окружающей среды и человека, причем, на всех этапах жизненного цикла (при добыче сырья, при изготовлении товара, при упаковке и даже утилизации). Такая косметика и продукты питания имеют натуральный состав, все ингредиенты тщательно проверены и сертифицированы. Экологичная техника обязательно энергоэффективна, то есть экономит электроэнергию, не содержит вредных веществ, пригодна к утилизации. Примерно то же самое можно сказать про материалы для экоремонта: они не выделяют вредных веществ при использовании (например, формальдегид, фталаты, стирол и пр.), служат дольше обычных, не наносят вреда природе. Даже упаковка экотоваров должна быть либо биоразлагаемой, либо простой в переработке.
Экологичность: ★★★★★ Исключены: ГМО, вредные и токсичные вещества, тяжелые металлы, искусственные ингредиенты в продуктах питания и косметике, гормоны роста, антибиотки и лекарства (в животноводстве).
Присваивается:
Косметике,
Продуктам питания,
Средствам для уборки,
Электронике и бытовой технике,
Одежде,
Стройматериалам,
Игрушкам,
Канцелярским товарам
и т. д.
Натуральный:
Экологичность: ★★ В составе продукта нет компонентов искусственного происхождения. Остальные условия производства могут быть не экологичными: допускается использование ГМО или сырья, обработанного химическими составами, во время выращивания продукции поля могут опрыскиваться синтетическими гербицидами, инсекцицидами, фунгицидами, к животным зачастую применяются гормоны роста и антибиотики, в целом производство может загрязнять окружающую среду.
Присваивается:
Косметике,
Продуктам питания,
Средствам для уборки,
Одежде (текстилю),
Лекарствам и БАДам,
и т. д.
Фермерский:
Экологичность: 0
Любой продукт, произведённый фермером. Но и это не гарантия: так как в законе не закреплено понятие «фермерский», то производитель вправе написать это слово даже на заводском продукте в целях рекламы/названия/маркетинга. При этом не поясняется, какое сырьё использовалось, как выращивалась продукция, применялись ли искусственные удобрения, пестициды, гормоны роста, красители и консерванты
Присваивается:
- Продуктам питания.
Эко или органик?
Не всё «эко», что зеленое
Надписи на упаковке «эко», «био» или «органик» — особенно в России — чаще всего... обычное враньё! Дело в том, что в нашей стране законодательно не закреплены эти понятия, и производитель/продавец может писать на товаре «эко», даже если продукт напичкан химией.
Где истина?
Подтвердить экологичность товара может только экомаркировка. Это специальный знак, который ставится на упаковке товара — он говорит о том, что продукт прошёл строгую процедуру экосертификации третьей независимой стороной. Увидите такую на упаковке — смело берите!
Универсальные (для любых товаров):
Органические продукты:
Косметика:
Одежда:
Не «эко», но тоже хорошо
А вдруг и эти обманут?
Где искать эко?
Обычные магазины
В традиционных магазинах (масс-маркет, универсамы и гипермаркеты, магазинчики шаговой доступности) экопродукцию найти непросто. Исключение составляют разве что средства для уборки — сейчас выпускаются отечественные стиральные порошки, средства для мытья посуды и прочие бытовые помощники с экомаркировкой, доступные по цене и эффективные, и продаются они повсеместно (например, продукцию марки BioMio с экомаркировкой «Листок жизни» можно найти в «Карусели», «Сезоне», сети «Скарлетт»). Также в строительных гипермаркетах можно найти экологичный ламинат и линолеум (фирмы Tarkett, экомаркировка «Листок жизни»). С продуктами питания и экокосметикой сложнее: они дороже и поэтому в масс-маркет их редко берут, но иногда случаются приятные находки: так, в «Ашане» и «Стокманне» продается соевое, миндальное и рисовое молоко с экомаркировкой, а в «Призме» — экологичные замороженные карельские ягоды.
Специализированные
Это экомагазины, магазины здорового питания и прочие «зеленые» лавочки. В них всегда неплохой выбор товаров с экомаркировкой: и продуктов, и косметики, и средств для уборки. Правда, стоит быть внимательным: часто наряду с «эко» продаются просто натуральные товары, и, чтобы купить то, что вам действительно нужно, обязательно читайте этикетку. Представлены самые разные производители из разных стран, поэтому можно подобрать что-то «под себя». Цены тоже разные — разумеется, импортные товары оказываются дороже российских. Таких магазинов в Санкт-Петербурге пока не слишком много, но существующий спрос они удовлетворяют. Это Organica, Green Point, Biomatica, Zelenika (только косметика), Клевер, Джаганат, ЭкоГармония и другие.
Интернет-магазины
Вот тут есть, где разгуляться любителям «эко»! Мыслимые и немыслимые полезности, вкусности, нужности, красивости — из любых стран, от разных производителей, на любой вкус и цвет. Как и в специализированных точках, обращайте внимание на этикетку и ищите экомаркировку. В остальном этот вид покупок идентичен всем остальным интернет-магазинам: кладёте товар в корзину, оплачиваете, забираете самостоятельно или оформляете доставку. Кстати, многие экоблогеры дают скидки, купоны и промокоды в такие магазины, так что вы сможете ещё и сэкономить. Среди известных и зарекомендовавших себя сайтов: greenpoint.ru, biogradproduct.ru, ecoharmony.ru, ecovita.ru, supergreen.ru, 4fresh.ru, bio-idea.ru.
Премиум-класс
Такие магазины могут себе позволить закупать интересные экотовары за границей и продавать их по весьма немалой цене. Особенно это касается продуктов питания, будь то овощи и фрукты, бакалея, молочная, мясная и рыбная продукция, сладости и так далее. Разумеется, далеко не весь ассортимент в таких точках отвечает экостандартам: поэтому, как всегда, нужно искать экомаркировку на упаковке. Но проблем с её поисками, как правило, не возникает.
И ещё:
Организация «Экологический союз» проводила интересный опрос: готовы ли покупатели платить больше за экопродукцию? Оказалось, что почти половина людей (46%) согласны переплачивать на 10% за такие товары, 18% респондентов могут выложить лишние 20% от цены, 6% покупателей готовы переплатить на 30% и еще 12% человек будут приобретать экопродукцию, независимо от её цены. Отрицательно ответили лишь 18% опрошенных.
О чём это говорит? Похоже, мода на экологичность — одна из самых правильных и нужных в наше время. Всё больше людей вникает в её суть и понимает настоящую цену такой продукции. А значит, нас ожидает ещё более масштабный эко-бум в ближайшее время. И нам стоит быть к нему готовыми!