История создания свадебного платья принцессы Дианы: почему дизайнеры им не гордились
Как Диана нашла «своих» дизайнеров?
Во время встречи с редактором журнала Vogue Диану Спенсер, уже помолвленную с принцем Чарльзом, познакомили с молодой парой — Элизабет и Дэвидом, работающими под лейблом Emanuel. Дизайнеры разработали для леди Ди эскизы нескольких вечерних платьев, включая знаковый черный наряд с открытыми плечами, который будущая принцесса надела в Королевский оперный театр для своего первого выхода в свет в качестве невесты наследника. Это платье произвело фурор. Как рассказал Дэвид Эммануэль изданию Women’s Own, общественность привыкла видеть Диану Спенсер в скромных блузках и плиссированных юбках тех времен, когда она работала воспитательницей в детском саду, но, когда она вышла из лимузина в платье Emanuel из тафты, все сказали: «Боже мой, она выглядит как кинозвезда!»
Платья Элизабет и Дэвида прошли своеобразную проверку на успех. И неудивительно, что, принимая решение о своём самом главном наряде, Диана снова вспомнила о молодом бренде. Супруги уже давно разошлись и рассказывают эту историю немного по-разному, но в одном сходятся: предложение сшить свадебное платье поступило от самой Дианы, и это решение круто изменило их жизнь.
Как шили свадебное платье принцессы Дианы?
Хотя Диану запомнили как икону моды, в первые месяцы своей публичной жизни она ещё не могла полагаться на свой вкус и доверилась Элизабет и Дэвиду. Дизайнеры видели юную Спенсер, которой в день свадьбы было всего 20 лет, одетой в романтичный наряд, максимальной подчёркивающий её искренность, чистоту, открытость миру.
Как только в марте 1981 года Букингемский дворец объявил, что платье невесте шьёт бренд Emanuel, магазин супругов на Брук-стрит окружили папарацци. Фотографы дежурили у витрин и днем и ночью, пытаясь сделать хотя бы один снимок ткани, манекена, швей за работой. Магазину пришлось фактически забаррикадироваться и работать с закрытыми жалюзи, чтобы сохранить дизайн платья в секрете до июльской церемонии.
Согласно воспоминаниям дизайнеров, никто не наслаждался процессом больше, чем принцесса Диана. Каждый раз, приходя в магазин, она взбегала наверх, чтобы лично поприветствовать швей.
Никаких особых инструкций у дизайнеров не было, но приходилось помнить о некоторых ограничениях и руководствоваться не только полётом фантазии: сделать образ как можно более сложным, чтобы его нельзя было легко копировать; создать наряд, соответствующий ауре собора Святого Павла и не ограничивающий движения невесты, когда она пойдет по проходу к алтарю. Диане предложили вариант по формуле «Тонкая талия, широкая юбка, пышные рукава», и он ей понравился.
День свадьбы
Утром в день свадьбы Диана находилась в приподнятом настроении. Она подпевала рекламным джинглам из телевизионных программ в ожидании платья. Наряд доставили в Кларенс-Хаус накануне. Дизайнеры готовили его, пока Диане делала прическу и макияж. Следуя плотному графику мероприятия, Элизабет и Дэвид внесли его в спальню невесты точно в срок и помогли ей одеться.
Несмотря на невероятный ажиотаж и «оккупацию» магазина Emanuel, информацию о деталях платья удалось сохранить в тайне. Описание наряда хранилось в запечатанном конверте, который вскрыли лишь в тот момент, когда невеста села в стеклянный экипаж, чтобы отправиться из Кларенс-Хауса в собор Святого Павла и сочетаться узами брака с принцем Чарльзом.
В конверте был спрятан эскиз, выполненный карандашом и подписанный от руки «Свадебное платье леди Дианы Спенсер». В следующие часы рисунок появился по всех мировых СМИ. «Свадебное платье леди Дианы Спенсер, вероятно, самый тщательно охраняемый секрет в истории моды, — это романтическое сказочное платье из шелковой тафты цвета слоновой кости, с облегающим корсажем на косточках и изогнутой горловиной. У него пышная юбка поверх многослойной фатиновой нижней юбки, замысловатые вставки на лифе. Все платье расшито крошечными перламутровыми пайетками и жемчугом», — описывал наряд Press Courier.
Деталей действительно было много. На одну лишь юбку вручную были нашиты 10 тысяч жемчужин и трёхмиллиметровых перламутровых пайеток. Нижняя юбка состояла из 90 метров воздушного тюля, фата — из 140 метров тонкой вуали. Добавьте к этому еще 542 пайетки и 132 жемчужины на туфлях, и количество роскоши выходит за все рамки разумного.
Следуя европейской традиции, невесте полагалось надеть «что-то старое». Эту роль выполнили кружева Каррик-Макросс, принадлежавшие еще королеве Марии. «Что-то новое» заменил шёлк, специально спряденный на шёлковой ферме Луллингстоун в Дорсете. «Чем-то заимствованным» стала тиара 18-го века из коллекции семьи Спенсер, а «чем-то голубым» — крошечный бантик на внутренней стороне пояса. Кроме того, в платье была вшита маленькая 18-каратная золотая подкова с белыми бриллиантами — на удачу.
Что пошло не так?
Романтический образ невесты дополнял семиметровый шлейф — на тот момент самый длинный в истории королевских свадеб. Фрейлинам Дианы заранее было поручено потренироваться правильно складывать ткань в карете и раскладывать её на полу, чтобы это не занимало много времени и выглядело умело. Но жаркая погода и присутствие в карете ещё одного человека — отца Дианы Эрла Спенсера — привели к неожиданным последствиям: подол и шлейф измялись больше, чем ожидалось. Несмотря на усилия дизайнеров и свиты невесты привести их в порядок полностью не удалось — платье леди Ди не выглядело идеально.
И хотя чета Эммануэль позже оправдывалась — мол, было красиво, даже лучше, чем задумывалось, сама Диана была смущена, ведь складки на подоле, фате и даже на рукавах были видны невооружённым глазом. Виной тому стал неудачный выбор ткани для платья. Шёлковая тафта отлично смотрелась в драпировках и хорошо держала форму, но мялась очень легко, как бумага. Причем, если уж складка образовалась, без помощи утюга расправить её уже было невозможно. Всё то, что в мастерской решалось в минуту, на деле оказалось непреодолимым препятствием.
Расстройства невесте прибавил шлейф. За рекорд Диане пришлось расплачиваться дискомфортом. Идти в платье было крайне неудобно. В соборе будущая принцесса семенила ногами, останавливалась, боясь споткнуться, и еле тащила за собой метры тяжёлой широкой ткани.
Кроме всего прочего, прямо перед церемонией случилась неприятность — Диана пролила на платье духи, от которых на нём образовалось жёлтое пятно. Свита судорожно пыталась привести наряд в порядок, Диана едва сдерживала слезы. В итоге было решено, что невеста просто будет прикрывать запачканное место руками, что, конечно, вконец испортило настроение леди Ди. Но поддаваться унынию было нельзя. Диане пришлось собраться с духом и «держать лицо». И, несмотря на очевидный модный провал, принцесса Уэльская нашла время после церемонии, чтобы позвонить Дэвиду Эммануэлю и поблагодарить его за наряд, который она назвала «волшебным».
Секрет свадебного платья принцессы Дианы
Само собой, дизайнеры заранее старались предусмотреть все негативные сценарии развития событий и «подложить соломку», где только возможно. На случай утечки информации об оригинальном дизайне были разработаны сразу несколько эскизов платья (по сообщениям, их было три) — так, чтобы в случае провала можно было тут же сшить новый наряд.
Диане изготовили дополнительную юбку на тот случай, если она что-то прольёт на подол и останется заметное пятно. На случай дождя дизайнеры подготовили зонтик из кружева и жемчуга — он, правда, не пригодился.
Второе платье, идентичное свадебному наряду Дианы, появилось на аукционе 2005 года. Королева Елизавета II тогда заверила всех, что это платье сшито для музея восковых фигур мадам Тюссо. А позже призналась, что это совершенно другой дизайн, и Диана этот наряд даже не примеряла.
С 2014 года оригинальное платье хранится в частной коллекции принцев — как завещала их мать. Ранее платье экспонировалось в Олторп-Хаусе, где похоронена Диана, и некоторое время путешествовало по миру в рамках выставки Diana: A Celebration.