Джанни Версаче и 5 его идей, которые перевернули мир моды

2 декабря родился Джанни Версаче — одна из самых известных и спорных фигур в истории моды. Его показы на грани неприличия шокировали, а самые безумные идеи становились трендами и расходились по всему миру. Историк и теоретик моды, коллекционер и эксперт «Культурного марафона» Яндекса Ася Аладжалова рассказывает о пяти идеях Джанни Версаче, которые изменили мир моды.
Джанни Версаче и 5 его идей, которые перевернули мир моды
Legion-media
Эпатаж и вдохновение античным искусством, легендарные наряды и культовые топ-модели, рассказываем чем покорил мир знаменитый модный дизайнер.
Содержание статьи

Идея 1: итальянский миф

История Дома Версаче — это хороший пример семейной модели фешн-бизнеса, которая особенно характерна для Италии. Мать Джанни была профессиональной портнихой со своим ателье — именно там Версаче начал свой путь в мире моды. Когда Джанни решил открывать собственный Дом, к нему присоединились его младшая сестра Донателла и брат Санто. Такая «семейственность» стала частью ДНК-бренда Versace и основой для его мифа — все свои творения Джанни создавал в кругу родных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Модный Дом Versace
Модный Дом Versace
Legion-media

Благодаря влиянию родственников и классическому гимназическому образованию Джанни превратился в апологета всего итальянского в моде. Начиная с эмблемы Дома Версаче (она выполнена в золоте) и заканчивая его коллекциями. В крое Версаче очень четко прослеживаются отсылки к итальянскому наследию: элементы барокко; на ярких тканях — принты с меандрами, напоминающие рисунки на античных зданиях; золото, шёлк и бархат. Все это — на максимально открытых и женственных фасонах, которые, по задумке дизайнера, подчеркивают и возвышают красоту фигуры, при этом балансируя на грани китча.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эмблема Дома Версаче
Эмблема Дома Версаче
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже модные показы, которыми руководил Джанни Версаче, часто строились на итальянском мифе — с отсылками к древним сюжетам. Взять хотя бы показ коллекции осень-зима 1991-1992, на котором Линда Эвангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл и Кристи Тарлингтон расслабленно ходят по подиуму, напевая песню Freedom и обнимаясь. На самом деле выбор поз, движений и причесок не случаен, а походка очень хорошо поставлена: это тонкая отсылка к сюжету о «Танцующих Вакханках», который очень часто появляется в образцах античного искусства. Их упоминание можно найти на римских фресках из Помпей, вазах и драгоценностях, хранящихся в музеях по всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея 2: культ топ-моделей

До Джанни Версаче модель чаще всего воспринималась как манекен для демонстрации одежды: некоторые из них становились лицами модных домов, но, конечно, они не влияли на коллекции и идеи. Джанни изменил это: в его показах модели — скорее музы, вдохновительницы, они вместе олицетворяли Дом Версаче. Во многом благодаря Версаче появилось понятие «топ-модель»: та, под кого шьют коллекции и кто их символизирует.

Джанни Версаче и топ-модель. Наоми Кэмбэлл
Джанни Версаче и топ-модель Наоми Кэмпбэлл
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

​Своими творениями Джанни переворачивал устои общества с ног на голову и расширял понятие женской красоты. Хороший пример — леопардовые принты, которые часто появляются на его моделях. В них угадывается, с одной стороны, образ кошки — мягкого, ласкового создания, которое может постоять за себя, а с другой — образ Венеры в мехах, которая традиционно символизирует чувственность. Версаче стремился подчеркивать женственность и индивидуальность как своих моделей, так и женщин в целом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Топ-модели на показе Versace
Топ-модели на показе Versace
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея 3: стилизация

Именно Джанни Версаче пришла в голову идея смешивать несмешиваемое и использовать культовые образы как основу своих коллекций. Хороший пример — его спортивная модель 80-х. Тогда в моду вошли аэробика и фитнес, и многие стали носить обтягивающие штаны в повседневной жизни. По-прежнему опираясь на культурное наследие, Джанни представил в Европе, казалось бы, абсурдное сочетание: яркие лосины с античным принтом и леттерингом (использованием композиций из букв в одежде). Публика была в восторге от такого переосмысления спортивной одежды.

Джанни Версаче и гости его показа в нарядах Versace
Джанни Версаче и гости его показа в нарядах Versace
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джанни использовал и более современные отсылки: в 1991 году он одел Наоми Кэмпбелл в платье с принтом, стилизованным под поп-арт полотно Энди Уорхола — с изображением Мэрилин Монро. Конечно, не обошлось без китча и тонкой самоиронии — одна звезда надела на себя яркое изображение другой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Искусством, конечно, вдохновлялся не только Версаче — дизайнеры часто делают неожиданные отсылки, причем и к художникам, и к историческим эпохам, и к культурным явлениям. Углубиться в мир моды и посмотреть на него с новой стороны можно, например, на Культурном марафоне Яндекса — в этом году он посвящен моде и технологиям.

Идея 4: эпатаж

Как вы уже заметили, ни один показ Версаче не обходился без фасонов, способных вызвать недоумение публики. Работы Джанни — это всегда бунтарство в привычных вещах, которое меняло моду, оставляло след в истории и, конечно, отражалось в повседневной одежде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Принцесса Диана в платье Versace
Принцесса Диана в платье Versace
Legion-media

Один из примеров этому — легендарное черное шелковое платье Версаче с открытым фасоном и золотыми булавками по бокам. Актриса Элизабет Херли надела его на премьеру фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». С одной стороны, это платье полностью соответствовало всем нормам дресс-кода, а с другой — оно шокировало своей открытостью, разрезом, золотыми булавками, которые тогда воспринимались элементами скорее уличной моды. В этом был Джанни Версаче: он бросал вызов привычному миру моды, привносил в традиционные вещи элементы бунтарства. Это платье обсуждали мировые СМИ, оно вошло в историю — и даже получило собственную страничку в Википедии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Актриса Элизабет Херли в легендарном платье Versace
Актриса Элизабет Херли в легендарном платье Versace
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой пример — мужские пиджаки Версаче ярко-алого цвета. Создавая их, дизайнер вдохновлялся работами Эльзы Скиапарелли, которая, вопреки общественному вкусу, в послевоенные годы шила на заказ шорты «шокирующе розового» — это было необычно и по-бунтарски. Версаче тоже добавил яркости и цвета в мужской гардероб, переосмыслив классику, и его пиджаки вошли в историю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея 5: гламур

Запустив тренд на топ-моделей, Версаче переосмыслил понятие гламура. Как мы уже говорили, музы Джанни ассоциировались не только с деньгами и узнаваемостью, но и с определенным образом: блестящие, здоровые волосы, идеальное тело и кожа, всегда яркий стиль одежды.

Топ-модель Синди Кроуфорд в наряде Versace
Топ-модель Синди Кроуфорд в наряде Versace
Legion-media

За десятилетие тренд на гламур прошелся с ревом по всему миру и имел довольно печальные последствия: миллионы девушек, мечтая стать топ-моделями или хотя бы быть похожими на них, изводили себя, чрезмерно худели, зарабатывали РПП и другие заболевания. Во многом тренд на гламур перекочевал в социальные сети в несколько измененном виде: мы предпочитаем выставлять красивые картинки, которые показывают, что в нашей жизни все хорошо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Модели на показах Versace — воплощение гламура
Модели на показах Versace — воплощение гламура
Legion-media